понедельник, 5 октября 2020 г.

Йом Кипур в одном израильском городе.

Давно я тут ничего не писал. Целый месяц.
А за это время произошло много разных, и зачастую неинтересных или даже неприятных событий. Обо всех говорить не буду, ибо тогда придется их перечислять всех поимённо, а место в журнале ограничено.
Только два события, связанные с местной израильской жизнью.
Первое - у нас заново ввели карантин.
Второе - у нас начались (точнее, уже почти закончились) осенние праздники.

Про еврейский Новый Год, он же Рош а-Шана говорить не будем. В этот праздник принято собраться большой дружной семьей и хорошо покушать.
Вообще любой еврейский праздник должен начинаться и заканчиваться едой, это такая народная традиция. Хорошая традиция, надо сказать, мне нравится. Особенно если не надо самому готовить все эти огромные тазики с фаршированной рыбой.

Далее, после Рош а-Шана наступает Йом Кипур. Это единственный праздник, когда надо не есть, а совсем даже наоборот - поститься. То есть целые сутки ничего не есть, не пить, не ходить в кожаной обуви, не вступать в сексуальные отношения (ужас-ужас, как это пережить, целый день не вступать в сексуальные отношения), ну и прочие непростые ограничения.

А так как я человек, увлекающийся историей, то постараюсь немного поговорить об этом празднике, который не совсем праздник. Хотя и праздник, но не совсем.
Короче говоря, такой особый день в году.

На фото: пустынное скоростное шоссе перед началом Йом Кипура.

 Итак, сначала об обычаях. Чтобы понять почему шоссе пустынное, да и вообще.

По традиции в этом день все (абсолютно все - религиозные, светские, ультраортодоксы, даже левые анархисты) стараются не ездить на автомобилях, публично не курить, публично не есть, публично не говорить по мобильному телефону, и так далее. Общественный транспорт полностью прекращает работу, нет даже такси. Закрывается аэропорт, нет при посадок, ни взлетов. Закрываются все без исключения магазины, кафе, всякие злачные и не очень злачные места. Не работают радиостанции, телевидение. Если кто-то застрял вдалеке от дома - надо либо идти пешком, либо ждать окончания праздника.
Единственное исключение - ездят амбулансы, полиция и пожарные.
На улицы выезжают велосипедисты - если нет машин, то что может помешать свободному передвижению.
На дороги выезжают велосипедисты - нет машин, значит нет помех. Можно ездить куда угодно и как угодно. Второе название этого дня - День велосипедистов.
Закона, запрещающего останавливать все страну на празднование нет, это просто традиция.

Итак, что такое Йом Кипур и откуда он взялся.
Йом в переводе с иврита - день, кипур - искупление. Правильно было бы говорить Йом а-Кипурим - День Искуплений, а не Судный День, как иногда пишется в русскоязычных изданиях. Считается что в этот день Бог выносит свой окончательный вердикт по каждому человеку на следующий год - кому жить, кому рожать, кому болеть, кому богатеть. Вердикт скрепляется подписью и печатью, поэтому традиционное пожелание гмар хатима това - хорошей печати [в Книге Судеб].

Кипур, а если более точно кипурим упоминается в третьей книге Ва-йикра, третьей книге Торы. В русском переводе ва-йикра ( и воззвал) почему-то трансформировалось в Левит, возможно по причине того, что первоначально эта книга была практическим руководством для левитов - провинциальных священников.
Книга была написана примерно в VI веке до нашей эры, во времена или немного позднее религиозных реформ царя Иосии, которого на самом деле звали Иошияху; затем книга несколько раз редактировалась, последняя редакция относится к примерно середине II века до нашей эры, во времена реформ династии Хасмонеев, которых на самом деле звали Хашмонаим.

Во времена античности в этот день в Иерусалимский Храм приводили жертвенный скот: овна, тельца и двух козлов. Первосвященник (коэн а-гадоль) бросал жребий, и по его жребию одного из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа); а на другого козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа, и его уводили в пустыню, где торжественно сбрасывали со скалы.
После чего жрец и люди, участвующие в церемонии, мылись и мыли свою одежду.
К рогам козла отпущения привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов (священников) разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую - снова привязывал к рогам козла.
Согласно книги Исайи, которого на самом деле звали Ишияху: если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым.
Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти.

За день перед началом Йом Кипура проводится обряд капарот, от слова капара - очищение.
Для исполнения ритуала мужчина или мальчик берет петуха, а женщина или девочка - курицу. Если нет возможности достать петуха или курицу, их заменяют другой птицей, за исключением голубей; некоторые заменяют птицу живой рыбой, некоторые используют вместо животного деньги.
Несчастную птицу несколько раз вращают над головой, при этом громко читая молитвы. Смысл сего действа - перенести на птицу все грехи человека за год. Такой прообраз индульгенции в иудаизме.
Затем птицу отдают резнику и отправляют бедным.
Если вместо птицы использовались деньги, то их сразу отправляют бедным, кто же будет резать деньги, они же не курица.
Первые упоминания об обряде относятся к середине IX века нашей эры; а повсеместным он стал только в начале XX века.

Далее - в этот день единственный раз в году читается молитва Коль Нидрей, или Все Обеты - провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв.
В Средние века противники евреев пользовались ей для обоснования своих утверждений, что присяга для евреев не обязательна, так как они все равно смогут от нее отказаться, а потому ей нельзя и верить. Это привело к созданию специальной присяги для евреев.
Молитва возникла предположительно в X веке нашей эры в Византии, во время насильственного крещения евреев. Хотя некоторые историки утверждают что изначально прообраз молитвы был разработан на территории Иберийского полуострова примерно в VI или в VII веке, во времена принудительного крещения вестготскими королями.

Так, что еще.
Ну, надо дудеть в шофар - духовой инструмент, сделанный из рога животного. Считается что звуки шофара отпугивают чертей.
Подудел - и все черти вокруг разбежались. Очень удачное решение.

Ладно, пора переходить к фотографиям, благо их совсем немного.

Машины уже не ездят, на улицы робко начинают выходить велосипедисты.



Скоростные шоссе пустынны.





Одинокий амбуланс везет заболевшего в больницу.



Дети выехали на велосипедах прямо на скоростную трассу.



Темнеет как-то стремительно.







Еще дети на велосипедах.





Машин нет вообще, ни в одну, ни в другую сторону.





Утро следующего дня.
Точнее, это для обычного человека утро следующего дня. Для религиозного человека это все еще продолжение Йом Кипур, ибо сказано в Торе: и был вечер, и было утро, день первый.
То есть день начинается с заката Солнца, точнее с появлением на небе трех видимых звезд; и заканчивается тоже на закате следующего дня.

Город Петах-Тиква, обычная улица в необычный день Йом Кипур.






Продолжение обязательно когда-нибудь последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий