среда, 19 декабря 2018 г.

По стенам Иерусалима

Мы уже давно собирались пройтись по стенам Старого Города Иерусалима. Не просто давно, а очень давно, уже лет 25 как давно.
И все как-то не получалось.
А не получалось потому, что какой-то не особо хороший человек написал в этих самых ваших Интернетах, что тропа по стенам не работает по шабатам. То есть по субботам, если говорить по простому.
А так как в Интернетах всегда пишут правду, только правду, и ничего кроме правды, мы и поверили.
Ну легковерные мы, что поделать.
Мы так долго верили, а потом все же решили проверить.
Как оказалось, по субботам прогулки по стенам вполне себе работают, и даже не думают прекращаться, несмотря на все усилия блюстителей чистоты ничегонеделания по шабатам.

Помянув незлым тихим словом неизвестного нам интернетного человека, мы отправились в путь.

Для начала - центр пилигримов Notre Dame de Jerusalem




Прогулка началась от Яффских ворот.
Для начала - немного истории.
Иерусалим - очень древний город. Не самый древний (самый древний - Иерихон, был впервые заселен более 8000 лет тому назад, и может даже еще раньше; в Иерихоне находится основание одного из опорных столбов, возраст которого оценивается примерно в 12000 лет), но возраст его тоже почтенный, более 3000 лет. Крепостная стена вокруг Старого Города совсем даже не древняя, а, можно сказать - новодел, была возведена по приказу Сулеймана Великолепного в 1538 году. XVI век - это было буквально вчера.

Яффские ворота - одни из 8 ворот, через которые можно попасть в центр Старого Города.
Яффские ворота нельзя перепутать ни с какими другими, это единственные ворота с проломом в стене, через который можно въехать в город на транспорте.
Пролом был прорублен в 1898 году, когда кайзер Вильгельм II настоял на том, чтобы въехать в город верхом на своём белом коне. Местная легенда гласит, что Иерусалимом будет править царь, который въедет в городские ворота на белом коне; поэтому, дабы удовлетворить тщеславие кайзера, но избежать предсказанной в легенде участи, османские власти предпочли разрушить часть крепостной стены и засыпать часть рва у Башни Давида, нежели позволить кайзеру въехать в ворота. Император же решил, что он проследовал через Яффские ворота. Согласно другой легенде, пролом в стене был проделан для того, чтобы кайзеру не пришлось разбирать свою карету, чтобы проникнуть в город.

Это уже часть Старого Города, вид с крепостной стены.



Часть стены. Укрепления, бойницы, как было положено в те неспокойные времена.



Новые кварталы Иерусалима.



Внизу небольшой жилой дворик.



Тут кто-то живет.
Не понимаю как они туда заезжают.



Восточная стена Старого Города





Площадь перед муниципалитетом.



Небольшая семейная мечеть, построена местным семейством в XVIII веке.



Уже начинается Восточный Иерусалим. Проспект Султана Сулеймана.



Кустодия Святой Земли или Custodia Terræ Sanctæ, основана в 1217 году святым Франциском Ассизским.
Последнее изменение в устав кустодии было внесено в 1342 году, и с тех пор устав не менялся.
Вход только для своих, туристов внутрь не пускают.



С другой стороны улицы госпиталь Святого Луи и монастырь совмещенный с приютом для паломников Нотр Дам де Жерусалем.



Небольшая церковь на вершине Масличной горы.
В I и II веках нашей эры римляне именно на этом месте производили казни провинившихся излюбленным способом - через распятие.
Именно там, на возвышенности, а не там, где сейчас по абсолютному недоразумению стоит главная святыня христианства - Храм Гроба Господня.

В том месте, где сейчас находится Храм в I веке был богатый аристократический квартал. Там жили небедные и влиятельные люди того времени, которые совсем не желали смотреть на казненных преступников рядом с их местом проживания. Основной принцип римлян был - "разделяй и властвуй", и недовольство местной элиты было им совсем ни к чему.
А с вершины Масличной горы открывался вид на весь город, и она была видна из любой точки города. Кресты с распятыми телами, видные отовсюду были постоянным напоминанием местным жителям о том, кто властвует над этими землями.

В VI веке нашей эры святая Елена, мать императора святого Константина (они все были святыми, это у них было семейное) и по совместительству ярая христианка прибыла в Эль Капитолину. Время она выбрала не самое удачное, был разгар лета, месяц июль, когда в этих местах не просто жарко, а очень жарко. К тому же она была женщиной в годах, одни летописи говорят, что ей было целых 46 лет, другие утверждают, что она уже перешагнула 70-летний рубеж. К тому же она страдала избыточным весом.
Так вот, она немного побродила по развалинам, устала, утомилась... Короче говоря, ей было некомфортно.
И тут она увидела нечто, напоминающее кусок скалы. И решила!
И с тех пор считается, что Голгофа была именно там. По прихоти немолодой уставшей женщины.
Та же самая история повторилась и с Вифлеемом. А все потому, что было очень жарко.
А в Назарет она не поехала, потому что устала.



Идем дальше вдоль стены и смотрим по сторонам.









Тут живут местные жители.



Приближаемся к Дамасским воротам, они же Шхемские ворота.
Первоначально ворота были построены в период Второго Храма; они служили главным входом в город начиная с, самое раннее, I века до н. э. — времени правления губернатора Агриппы. Во втором веке н. э., после разрушения Иерусалима римлянами при императоре Адриане (117—138), ворота были заново отстроены. Адриан существенно увеличил их; его ворота имели три проема, из которых сохранился только восточный. На притолоке этого проёма, — под которой можно пройти сегодня, — написано название города в период правления римлян: Элия Капитолина. Перед воротами Адриана находилась не дошедшая до наших времен римская триумфальная колонна, увенчанная изваянием императора — её изображение можно увидеть на мозаичной карте Святой земли VI века, на полу православной Георгиевской церкви в городе Мадаба (Иордания). По-арабски ворота и сегодня называются Ворота Колонны. Остатки ворот Адриана были обнаружены при раскопках, произведенных во времена британского мандата.
Будучи одними из восьми ворот, вновь сооружённых в X веке, Дамасские ворота — единственные из них, сохранившие своё название (Баб аль-Амуд) до наших дней. Крестоносцы называли их Ворота Св. Стефана (на латыни Porta Sancti Stephani), подчёркивая их близость к месту мученичества Святого Стефана, со времён императрицы Евдокии отмеченного церковью и монастырём. Несколько этапов строительных работ были проведены на воротах в ранний айюбидский период (1183—1192 годы), а также в период правления в Иерусалиме крестоносцев — как в начале XII века, так и позже, в XIII веке[2]. В повествовании 1523 года о визите в Иерусалим еврейского путешественника из Легхорна используется название Баб эль Амуд, и отмечается близость ворот к Пещере Цидкиягу.
Нынешние ворота были сооружены в 1537 году султаном Османской империи Сулейманом Великолепным на месте ворот Адриана.




Вдалеке виден Купол Скалы - мечеть, построенная в 691 году халифом Абд аль-Маликом.



Разные христианские храмы.



Приближаемся к Цветочным воротам, они же ворота Ирода.
Арабское мусульманское название ворот - Баб аз-Заара. Аз-Заара – искажение названия Ас-Сахира, присвоенного расположенным напротив, - через дорогу, - холму и кладбищу, на котором похоронены люди, совершившие паломничество в Мекку. Сура 79; 6-14 Корана повествует о Дне воскрешения («конце дней»), используя формулу «и вот они окажутся на поверхности земли («as-sāhira»)» (сравните с иудейской традицией «тхият а-метим» - мертвецы восстанут из могил во время прихода Мессии). Старая традиция интерпретирует термин «ас-сахира», как имя собственное конкретной долины или равнины - с которой, начиная как минимум с XI века, отождествляется близлежащая долина Кидрон. Другое значение слова «сахира», взятого в качестве глагола, - «быть настороже», что должно указывать на то, как ново-воскрешённые станут озираться в ожидании последующих событий. Название «Сахира» - после того, как оно было искажено и превратилось в «Заара», иногда представляемое как «Захара», а на картах конца XIX – начала XX века как «Захира(х)» - стало очень похоже на арабское слово, означающее цветок или цветение - захра.
Ивритское название ворот - Шаар А-Прахим, «Цветочные ворота». Интерпретируемое, как перевод арабского Баб аз-Захра (объяснение см. выше), оно представляется появившимся вследствие ошибки. Однако, другая популярная этимология ивритского названия связывает его с каменной розеткой, украшающей привратную башню.

Ворота Ирода – христианское название, принятое в Европе: в Евангелии от Луки 23:7 Понтий Пилат посылает Иисуса к Ироду Антипе, а христианская традиция ошибочно отождествляет местоположение близлежащей греко-православной церкви Св. Никодима с местом нахождения дворца Ирода Антипы. Во времена крестоносцев здесь была построена церковь; современная сооружена поверх разрушенной церкви крестоносцев. Её арабское название - Деир аль-Адас («чечевичный монастырь» - происходит от другой традиции, утверждающей, что в ней когда-то располагалась суповая кухня, кормившая бедняков чечевичным супом. ещё одна традиция гласит, что церковь построена поверх тюрьмы, в которой Ирод Агриппа – племянник Ирода Антипы – держал Святого Петра.


Через эти ворота в 1099 году крестоносцы под предводительством Готфрида Бульонского (не смейтесь, так его звали, возможно что он любил бульон; а также возможно что и придумал бульон) ворвались в Иерусалим.

Крестоносцы были еще те ребята. Сначала они семь раз обошли весь Иерусалим с песнями, потому что среди них было несколько грамотных парней, и грамотные парни прочли в книге что войска под предводительством Иешуа Бен Нуна, которого в книге обозвали Иисусом Навиным 7 раз обошли Иерихон и стены Иерихона пали.
Крестоносцы 7 раз обошли Иерусалим, но стены не падали.
Тогда они сменили песни на более грозные, и опять 7 раз обошли Иерусалим. Стены все равно остались стоять.
Тогда они запели что-то лирическое, и опять 7 раз стали кружить вокруг города. Стены не шелохнулись.
И только на четвертый раз у них отыскался кто-то умный, и они пошли на приступ.

За воротами живут евреи и цыгане.
Живут евреи - это очень громко сказано. В этом районе живет всего 7 еврейских семей.
А цыгане - с ними очень грустная история.

В Израиле живут цыгане-рома и цыгане-дом.
Цыгане-рома попали в Израиль сразу после Второй Мировой войны. Нацисты преследовали цыган с еще большей жестокостью чем евреев, под горячую руку они уничтожали даже енишей, которые вообще не цыгане, а самые что ни на есть натуральные немцы.
Но тем не менее каким-то образом небольшое количество цыган-рома попали в Израиль. К настоящему времени они почти полностью ассимилировались, и сегодня их численность примерно 70 человек.
Цыгане-дом попали на территорию тогдашней Палестины еще в XIX веке. Говорят на языке домари, по вероисповеданию мусульмане-сунниты.
Все они имеют гражданство Иордании, статус в Израиле - постоянные жители.
В этом районе проживает примерно 200 семей, и живут они в очень плохих условиях, большинство не умеет читать и писать, а из-за частых близкородственных браков большая часть цыганской общины страдает различными наследственными заболеваниями.
Вот такая невеселая история.

Но заканчиваем.
Слева археологический музей Рокфеллера, а наш путь подошел к концу.





Продолжение когда-нибудь последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий