понедельник, 13 марта 2017 г.

Пурим 2017 в Тель-Авиве

Ну вот, праздник уже прошел, все давно выложили свои фотографии в сеть, а я, как обычно, оказался в числе самых последних.
Я уже говорил, что если бы был чемпионат мира по лени, то я бы не занял никакого места? А почему? Потому что лень было бы идти на чемпионат.

Обычно на каждый Пурим мы уезжали далеко от дома. И совсем не потому, что мы так не любили тот дом, а потому, что напротив нашего дома была йешива.
Йешива - это такое заведение, где правоверные иудеи изучаю Тору. То есть как изучают - заучивают наизусть, причем с такой силой, что разбуди такого иудея - и он тебе оттарабанит Тору с начала и до конца и с конца до начала несколько раз всего за пару минут.
А еще в йешиве учат соблюдать традицию. Традиция - это то, что заповедано.
Вот, скажем, заповедано плодиться и размножаться. И плодятся, и размножаются, с превеликим удовольствием. Потому как заповедано, а заповеди нарушать нельзя, ибо это чревато. К тому процесс очень даже занимательный.
Или, скажем, заповедано в Пурим напиться до изумления. Ну почему бы и не напиться, если это так увлекательно, да к тому же заповедано.
Справедливости ради надо сказать, что есть еще какие-то заповеди, вроде того что надо трудиться в поте лица. Но правоверным иудеям трудиться как-то не получается, потому что надо изучать Тору, а также плодиться и размножаться. А изучать Тору можно с раннего детства и до глубокой старости, а плодиться - это же так увлекательно.
Так вот, в Пурим правоверные иудеи, учащие Тору в йешиве очень внимательно и аккуратно, и даже тщательно исполняют то, что им заповедано.
Но исполнение заповедей у них почему-то происходит очень шумно, а некоторым, которые не совсем правоверные, на следующий день еще и на работу надо бы пойти.
Поэтому от греха и шума подальше мы обычно уезжали из дома.

суббота, 18 февраля 2017 г.

Былое. О механизаторах и сомнениях.

Начнем издалека. Точнее, не совсем издалека, а примерно с середины 80-х годов прошлого века.
Для кого-то это было очень давно, так давно, что трудно рассказать; для кого-то это было совсем недавно.
Но тем не менее - начнем.

суббота, 11 февраля 2017 г.

Еще один мой день, или суровая израильская зима

Итак, поговорим о суровой израильской зиме.

В один неморозный зимний день мы решили немного пройтись по незаснеженным израильским паркам и посмотреть на разных не очень тепло одетых людей.
Для прохождения выбрали парк Раананы, там можно и на людей поглазеть на на себя посмотреть.

Театр начинается с вешалки (кто придумал это избитое выражение? Настоящий театр начинается с буфета, а завзятые театралы приходят в театр только для того, чтобы спокойно перекусить в антракте), а парк начинается с детской площадки.


суббота, 21 января 2017 г.

Один мой день, или прогулка вдоль реки

Какой-то турист как-то сказал, что в Израиле есть моря, но нет рек.
Абсолютно неверно, реки в Израиле есть. Естественно, не Волга и не Миссисипи, но с каким-нибудь Тибром еще как могут потягаться.

Например, река Яркон.
Берет начало в Рош-Айне, протекает через Петах-Тикву, Бней-Брак, Рамат-Ган, Тель-Авив и впадает в Средиземное море.
Никакая Сена не может похвастаться таким количеством городов, стоящих на ней.

История реки была тяжела и печальна. Когда-то, в древние времена на реке стояло несколько систем водяных мельниц. Потом было множество разных историй, а потом из реки сделали сточную канаву.
И так продолжалось до той поры, пока в 1997 году члены австралийской команды, приехавшей на Маккабиаду, не упали в реку.
Как тогда оказалось, падение в реку очень чревато.
В древние времена в реке водились крокодилы и прочие любители свежей плоти. С ними благополучно поборолись еще в античности.
Потом реку полюбили черепахи. Они людей не ели, но их тоже выжили.
А к концу XX века концентрация химических веществ в реке оказалось настолько превышающей все мыслимые и немыслимые нормы, что 4 человека из австралийской делегации умерли, несмотря на все усилия врачей.
И только тогда реку стали приводить в нормальное состояние.

Итак, река Яркон, 21 января 2017 года, парк Иешуа, Тель-Авив.

Это еще не река, это рядом с рекой.




пятница, 13 января 2017 г.

Мамшит в первый день нового года

1 января нам надо было уезжать из гостиницы.
И тут мы вспомнили старый почти советский лозунг: "Знай и люби свой край".
Лозунг хорош, и мы решили воплотить его в жизнь. Узнать и полюбить свой край решили с Мамшита.

Почему с Мамшита - просто потому, что он ближе всего к Мертвому морю. И еще потому, что в прошлый Новый Год его посетили Нетанияху с супругой.
Так вот, Нетанияху с супругой там были, а я с супругой там не были.
Это просто какая-то вопиющая несправедливость, и эту несправедливость сразу решили исправить.

В месте бывших раскопок было малолюдно. Даже можно сказать, соверешенно пустынно. Кроме нас там еще неприкаянно ходила какая-то мама с дочкой.

Хозяйке на заметку: хозяйка, если не хочешь пробираться сквозь толпы непуганных туристов, для посещения туристических мест выбирай будний день.

Итак, Мамшит.


понедельник, 9 января 2017 г.

Новый Год, Эйнот Цуким

Я зря написал в прошлом посте, что мы побывали везде в районе Мертвого моря.
Мы еще никогда не были в Эйнот Цуким. И в этот раз решили это досадное упущение исправить.

Почему-то Эйнот Цуким переводят как "источники скал". На самом деле правильно будет "источники из скал", или "источники рядом со скалами".
Чем особо знаменит Эйнот Цуким - это самый низкорасположенный заповедник в мире.

Это место было известно в далекой древности. Но, если говорить откровенно, то древности не такой далекой, потому как если в Италии считаются новостроями все постройки после XIV века, то в Израиле древними считаются места, существовавшие во времена Первого Храма, то есть примерно старше чем VII век до нашей эры.
Эглаим, так называлось это место в Библии возник немного позже, чем во времена Первого Храма, но тем не менее сумел пережить резню Эйн Геди (как это было некстати, евреи Масады перерезали евреев Эйн-Геди и окрестных поселений).
Эглаим существовал и процветал во времена Хасмонеев, во времена Ирода Великого, пережил римлян и византийцев...
А в VI - VII веках в эти места пришли арабы...
Как все знают (наверное), на этой земле арабы построили единственный город и назвали его Рамле. А все остальные города и поселения разрушили.
Почему разрушили - да просто так им захотелось. Потому что они очень созидательные, наверное.

Но не будем о таком грустном, потом поговорим о еще более грустном.

А пока раскопки на месте былого величия.


воскресенье, 8 января 2017 г.

Новый Год, Эйн Геди

Кроме встречи Нового Года на Мертвом море у нас есть еще одна традиция - мы ездим в заповедник Эйн Геди. Не потому, что мы уж так любим этот заповедник - а потому, что больше особо делать на Мертвом море нечего. Ну облазили мы все (или почти все) достопримечательности, а заниматься все равно чем-то надо.

В прошлом году традиция была нарушена - ожидались сильные дожди и полиция перекрыла дорогу. Так что после двухлетнего перерыва мы опять поехали в заповедник.
И по сравнению с позапрошлым годом в районе заповедника много чего изменилось.

Вот тут мы начинаем говорить об очень грустном.

Мертвое море умирает. Умирает стремительно, оставляя после себя разрушения, провалы в почве, эрозию и прочие пренеприятнейшие вещи.
Соленая вода уходит вместе с морем, ее место занимает пресная вода, размывающая соляные пласты. Остаются очень хрупкие участки, и в какой-то момент они проваливаются вниз вместе с кусками асфальта и всем, что находится на асфальте и рядом с ним.
В один неприятный день в феврале 2015 года провалилась дорога, проходящая рядом с заповедником и одноименным киббуцем.

Когда-то тут была финиковая роща. Вследствие провала был разрушен водовод, и роща засохла.



суббота, 7 января 2017 г.

Очередной Новый Год на Мертвом море

Все мои читатели, да все мои пять читателей...
Сначала читателей было двое - я и моя жена. Про жену я уже писал - святая женщина, вынуждена читать все мои творения. Это тяжело, я знаю, но она не жалуется.
Потом, со временем, подтянулись еще люди. И теперь нас уже целых пять человек. Неплохой рост за последние несколько лет, я считаю.

Так вот, все мои пять читателей знают, что у нас есть традиция - каждый Новый Год мы отмечаем на Мертвом море.
Почему так повелось - сказать трудно, так получилось. Но традиция - это святое, традиции нарушать нельзя, потому что это традиции.
Может мы надеемся, что наконец-то в этом году Мертвое море оживет, а может просто неохота готовить дома тазики салатов оливье и другие традиционные закуски, а потом долго и нудно в течение многих последующих недель уничтожать запасы приготовленного продовольствия.
Так или иначе, но в этом году мы опять поехали на Мертвое море.


понедельник, 26 декабря 2016 г.

Предновогодний Яффо. И немного Тель-Авива

Где можно искать елку перед Новым Годом в Израиле?
Есть несколько мест - это избранные места Иерусалима, Назарет, Яфоо и Хайфа. И еще несколько небольших деревень на севере страны, где в основном живут арабы-христиане.

В прошлом году мы ездили в Яффо, благо недалеко. И остались весьма недовольны, потому как в тот год в Яффо была всего одна елка, большая, треугольная, и совсем не праздничная.
А в этом году у меня заболел зуб.
Точнее говоря, зуб заболел задолго до Нового Года, а как раз перед новогодними праздниками я решил зуб полечить.
Вы никогда не лечили зубы перед Новым Годом? И не надо, это очень нудно, и не совсем приятно.

Зато очень удобно ездить в общественном транспорте. Заходишь в автобус, поворачиваешься лицом к пассажирам...
Мало кто ожидает, что вдруг в автобус зайдет оживший персонаж с полотен Пикассо. Зато потом можно ехать в гордом одиночестве, почему-то все пассажиры торопятся выйти на ближайшей остановке.
Единственная проблема - иногда с ними уходит и водитель, но это уже издержки лечения зубов.
Главное - взять с собой побольше обезболивающего.

Итак, хорошая погода, полный карман таблеток, предновогоднее настроение.
Что еще нужно, чтобы спокойно встретить свою старость?



четверг, 15 декабря 2016 г.

Бейт-Шеан

Закончив с микроскопическим кусочком Японии в Израиле, мы решили поехать в Бейт-Шеан.
Раз уж рядом, то что бы не заехать? Мы уже несколько раз были в Бейт-Шеане, но в этот раз с нами было подросшее поколение, а оно, это самое поколение, внезапно прониклось любовью к археологии.


Итак, Бейт-Шеан.
Я было по привычке решил сослаться на всезнающую Википедию. Но в данном случае Википедия была совсем даже не всезнающей, а наоборот, очень даже странной и местами неправильной.
Поэтому краткая история Бейт-Шеана.
Если будут спрашивать источник знаний - смело ссылайтесь на меня.

Итак, первое поселение на этом месте возникло примерно 7000 лет тому назад, то есть где-то в 50 веке до нашей эры.
Кто жил, как жил и зачем жил в те далекие времена - никому не ведомо, в том числе и многознающим археологам.
Кстати, в Израиле много таких мест, где когда-то жили люди, а что это были за люди, на каком языке они говорили, и что с ними произошло потом - никто не знает.
Например, рядом с Пальмахим в центре страны раскопана деревня. Возраст - примерно 20000 лет. Жили люди, умели строить дома. Потом куда-то исчезли.
Или Гильгаль Рефуим, или Колесо Духов - одни археологи определяют его возраст в 3500 лет, другие говорят что ему не менее 6000 лет. А кто были строителями этого огромного мегалитического сооружения - никто не знает, как никто не знает, с какой целью это было построено это сооружение, и что в конце-концов произошло со строителями.
Или дольмены, что в большом количестве стоят вдоль шоссе номер 98. Большинство дольменов даже не исследовано, а из тех, что исследованы - возраст одних очень солидный, от 12000 до 15000 лет, а некоторые совсем даже новые, им менее 3000 лет.

Но вернемся к Бейт-Шеану.
Достоверно раскопанные артефакты относятся ко временам Древнего Египта, а именно ко времени XVIII династии, а если еще более точно, ко временам фараона Менхеперра, который нам более известен под именем Тутмоса III. Он разрушил уже существовавший город, и на его месте построил свое собственное укрепленное поселение.
Надо сказать, что это было единственное укрепленное постоянное египетское поселение на территории, которая потом у историков получила название Сирия-Палестина.
Потом на это место пришли евреи, потом туда пришли эллины.
Кстати, город упоминает в Танахе. В битве под Бейт-Шеаном погиб первый израильский царь Саул и его три сына.
При эллинах и последовавших после них римлянах город достиг наивысшего расцвета.
Назывался он на греческий манер - Скотополисом, хотя в Википедии почему-то его назвали Скифополем.
Скифы тоже когда-то были в этих краях, но именно к этому месту они не имели никакого отношения.
А при римлянах, после подавления восстания Бар-Кохбы и разрушения Иерусалима Иудея была поделена на три части, и город стал столицей провинции Палестина Секунда. Кстати, столицей Палестины Прима была Кейсария.
Но все течет, и римлян сменила Византия, потом на это место пришли арабы.
Арабы разрушали все портовые города, но Бейт-Шеан они не тронули. И он так спокойно существовал до 18 января 749 года. Именно в этот день произошло сильное землетрясение, полностью разрушившее весь город.
И до конца XIX века на этом месте не было никого и ничего.

Примерно в 20-х годах XX века на это место стали приходить археологи.
На сегодня раскопано менее 10% от всей площади города, а для того, чтобы полностью закончить раскопки нужно примерно 700 лет.