Дорога в древние Помпеи пролегала через промзону современных Помпей.
Что можно сказать про промзону?
Наверно только то, что в последний раз уборка мусора осуществлялась как раз вскоре после извержения Везувия, который уничтожил Помпеи в 79 году.
Как южные итальянцы ухитряются захламлять свою территорию - этому надо учиться в течении веков.
Доехать до въезда на территорию древнего города - это еще половина дела. Вторая, и более сложная половина - войти на территорию.
Зайти можно одним способом - купить билет. Билет можно купить у кассира. Кассир обычно в кассе присутствует, в единственном экземпляре.
А очередь из нескольких сотен человек.
Вопрос знатокам высшей математики - сколько требуется времени среднестатистическому туристу, чтобы наконец-то попасть в вожделенное туристическое место?
И заодно вопрос знатокам абсурда - почему в кассе сидит один человек, продающий билеты, когда рядом с кассой стоят шесть человек, проверяющих купленные у одного кассира билеты.
Очень странные они, эти южные итальянцы.
Но не будем о грустном, поговорим об еще более грустном. Поговорим о гибели Помпеи.
Для начала - стадион.
В древнем мире на стадионах не играли ни в футбол, ни в хоккей. И даже баскетбол был древним людям неведом.
Вместо этого на стадионах проводились гладиаторские бои и разные забавы - казни преступников, борьба с дикими зверями, прочие немудреные шалости.
Лет за 20 до катастрофического извержения на этом стадионе помпейцы подрались со своими соседями.
Никто не знает, что явилось причиной драки - то ли гладиаторы не так друга рубили мечами, то ли соседи заняли лучшие места, то ли не вовремя пошел дождь, но помпейцы соседи побили так, что профессиональные гладиаторы того времени только завидовали их ловкости и сноровке.
Наказание последовало довольно серьезное - стадион был закрыт на целых 10 лет.
В довершение к закрытию стадиона произошло еще и сильное землетрясение. Землетрясения нарушило что-то в водоносных подпочвенных слоях, и город стал страдать от нехватки воды.
Римские экономисты того времени подошли к делу серьезно, и выяснили, что максимальный расход воды - в общественных туалетах.
И император Веспасиан впервые сделал туалеты платными.
"Деньги не пахнут" - это оттуда, из Помпей
Жители Помпей от безысходности, тоски и печали начали массово покидать город. А чем еще было заниматься долгими помпейскими вечерами. Не на Везувий же смотреть без отрыва.
К моменту извержения количество жителей уменьшилось почти в два раза.
Везувий
Улица.
Мостовая осталась с тех древних времен.
Дорога вокруг городских стен.
По римской традиции за городскими стенами располагалось кладбище.
Все эти величественные монументы - надгробья.
Одни из городских ворот
Здесь был дом. Остались колонны входа в здание.
На многих стенах остались фрески
Это было кафе, говоря современным языком.
Где-то уцелела даже мебель.
Стол.
Ножки от стола, столешница не сохранилась.
Археологи воссоздали последние минуты одной помпейской семьи.
Стратиграфия пепла и анализ ДНК позволили выяснить, как Полибий и его родные метались по дому, как он рушился и кто кому приходился роднёй.
Представить себе уклад жизни той или иной эпохи благодаря записям современников и редким археологическим находкам – серьезная проблема для историков и культурологов.
Бедствия вроде наводнения, землетрясения или эпидемии как нельзя лучше подходят для изучения древнего общества – во-первых, до нас сохраняются практически «новые» вещи, а во-вторых — покинутые города и поселения, постепенно скрывающиеся под землей. Идеальный вариант – извержение вулкана, консервирующее всё вокруг слоями пепла и магмы.
Сейчас можно не только посмотреть, как выглядели те же Помпеи две тысячи лет назад, но и восстановить ход 19-часового извержения Везувия.
Что и сделали итальянские археологи Джузеппе Луонго и Аннамария Перотта под руководством вулканолога Клаудио Скарпати.
В качестве объекта они выбрали дом Юлия Полибия на главной улице Помпей Виа делль' Аббонданца. В нём уже неоднократно находили ценные не только с археологической точки зрения предметы. Вулканологи же выбрали его из-за нескольких слоев пемзы, равномерно покрывающих не только детали интерьера, но и 13 погибших.
24 августа 79 года нашей эры примерно в 13 часов (по свидетельствам очевидцев) жители Помпей увидели 20-километровый столб пепла и капель лавы, поднимающийся над Везувием. Через несколько минут над городом пошел настоящий дождь из мельчайших кусочков пемзы.
На этот момент в доме Полибия находились 12 человек, в том числе молодая беременная женщина. В отличие от большинства жителей, сразу бросившихся подальше из города, стоящего у подножия вулкана, они решили остаться. На первой стадии извержения эта стратегия даже оказалась верной: несмотря на ранее бытовавшую точку зрения об относительно безопасном начале вулканической активности, за первые часы принесли 38 процентов погибших – многие из тех, кто пытался бежать, пострадали от крупных кусков пемзы, падающих с неба и проламывавших черепа и другие кости.
Примерно в 19 часов, когда фронтон дома был уже разрушен, трое мужчин, три женщины, четыре мальчика, девочка, маленький ребенок и младенец на последнем месяце эмбрионального развития укрылись в задних комнатах, защищенных крышей, расположенной под острым углом, а потому и меньше пострадавшей от падающей горной породы.
Анализ хорошо сохранившейся митохондриальной ДНК показал, что шесть из погибших были членами одной семьи, пять из них – близкими родственниками, а шестой 25-30 лет от роду – был кузеном. Марилена Чиполларо, выполнявшая анализ, обнаружила, что двое родственников страдали от врожденного дефекта – расщепления дуг позвоночника.
Как она сообщила в интервью Discovery, наиболее вероятно, что в доме Полибия были обнаружены родители, их дети, кузен, его 16–18 летняя беременная жена и пара слуг. К утру 25 августа их дом был полностью погребен под трехметровым ковром пемзы.
Семья Полибия погибла на второй стадии извержения, когда пирокластические потоки горячего газа и лавы «затопили» дом.
Первая волна пришла с севера и скрыла заднюю часть дома, потом пройдя через сад и лицевую часть, не оставив обитателям ни малейшего шанса.
Вопреки результатам предыдущих исследований, не все жители Помпей погибли от первой волны лавы и газа. Некоторые, чьи останки сейчас возвышаются на несколько сантиметров, даже успели выйти на улицу и дожить до второй пирокластической волны, окончательно скрывшей город между 19 и 20 часами.
B даже среди тех 75–90% жителей, что покинули город при первых признаках извержения, не все выжили. Сотни тел были найдены за чертой городских стен даже при относительно небольших раскопках.
Вот такая печальнейшая история.
Далее - небольшой рассказ о сексуальной жизни во времена Древнего Рима и продолжение рассказа о Помпеи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий