Ну вот, по Помпеям немного прошлись, на тему древней сексуальной жизни поговорили, теперь продолжаем движение по древнему городу дальше.
Форум был сердцем города. Самые главные здания, основные храмы, центральная площадь - все было там.
Это здание таможни, если перевести на современный язык.
Храм Аполлона и Дианы
Гений Веспасиана
Гений в переводе с латыни - это личный дух человека.
Императору ставили специальный постамент, он как бы незримо присутствовал в этом месте.
Ранее на этом месте стоял гений Вителия, а до него - гений Отона, а до него - гений Гальбы, а до него - гений Нерона...
Трудно было в те времена, постоянно императоры менялись, каждому надо было воздавать почести.
Просто для справки - после Веспасиана был Тит, который разрушил Второй Храм, но для Помпей все закончилось на Веспасиане.
Рядом - склад. Но не готовой продукции, а артефактов.
Помпеи раскопаны примерно на 75%, и археологические работы все еще продолжаются.
Все время находят новые статуи, новые документы, новые вещи.
Часть находок очищается от вековой пыли и грязи и остается на месте, а часть переезжает в Археологический музей Неаполя, а в Помпеи потом передают точную копию находки.
Кстати, большая часть фресок в Помпеях и в Геркулануме - копии, а не подлинники.
Виды на развалины, а то я все время то про фрески, то про порнографию.
И в самом деле это был большой город.
Даже по сегодняшним меркам он не маленький. Не мегаполис типа Рима, но все же.
Фрески.
Самые знаменитые фрески в Помпеях находятся в Доме Мистерий.
Археологи долго думали как назвать дома.
Там, где сохранились таблички с именами владельцев, называли по именам владельцев домов - дом Полибия, дом Луция. Там, где находили какие-либо профессиональные отличительные знаки - по профессиональным инструментам. Так появились дом Хирурга, дом Ювелира, дом Винодела, дом Парфюмера. Если в доме или рядом с домом стояла статуя Божества - то по статуи, дом Аполлона. Если были рисунки или надписи - дом Корабля или дом Моралиста.
В Доме моралиста на стене были надписи:
- Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
- Уважать женщин и избегать непристойных речей,
- Воздерживаться от гнева и от драк.
И в самом деле моралист. Все остальные ходили с грязными ногами, произносили непристойные речи и постоянно дрались.
А он был не такой.
Не любили его современники, скорее всего.
Но вернемся к дому Мистерий.
Основное украшение этого дома - отлично сохранившиеся фрески в египетском стиле. На фресках, по одной гипотезе изображено посвящение в дионисские мистерии; по другой гипотезе - обряд венчания.
Фресок в домах (и не только в доме Мистерий) сохранилось довольно много.
В некоторых домах хорошо сохранилась отделка и лепнина.
Опять фрески. Где-то сохранились лучше, где-то хуже.
И опять я все про фрески да про фрески.
Надо и на развалины посмотреть.
Остатки городской стены.
Квадратный форум, не главный.
Скорее всего, там было нечто вроде рынка. А может нечто вроде небольшого стадиона.
Рядом - Большой и Малый театры.
Это не те - Большой театр в Москве, и Малый театр в той же самой Москве.
Это театр большего размера и театр меньшего размера.
В большом театре ставились серьезные спектакли, а меньшем - то, что сейчас называют скетчами.
Номера рядов обозначались такими символами.
Сам театр.
В непогоду сцена и зрительские места закрывались тентами, тенты растягивались поверху самого последнего ряда и прикреплялись к полуокружностям.
Еще пара взглядов на развалины.
И на окружающую природу.
И на этом наше посещение Помпей было завершено.
Какое-то грустное ощущение.
Жили люди, занимались своими делами, потом все погибли.
Печаль...
А мы вернулись в Сорренто, переночевали, и на следующий день поехали в Рим.
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий