воскресенье, 2 ноября 2025 г.

Valka, она же Valga или город, разделенный двумя странами

Очередная остановка по дороге, в этот раз по дороге между Ригой и Тарту.
Надо сказать что раньше о городе с двойным названием Valka - Valga мы даже не подозревали. Планируя маршрут я случайно увидел фотографию пограничного перехода прямо на городской улице и сразу понял что этот город посетить просто необходимо. Не так много в мире городов, часть которых находится в одном государстве, а часть в другом.
Кроме всего прочего Валка, она же Валга находится как раз примерно посередине между Ригой и Тарту, так что появился дополнительный повод немного размять ноги.

На фото: пограничный переход между странами. Справа Латвия, слева Эстония.


Мы спокойно выехали из Риги и также спокойно двигались по скоростной трассе. И совсем немного не доезжая до съезда в городок Stalbe внезапно увидели нечто.
Нечто имело большие размеры, за ним виднелось еще много нечто меньших размеров (как правильно сказать "нечто" во множественном числе - нечтов?).
Остановиться и посмотреть на все это великолепие было необходимо, что мы и сделали.

Это большое нечто.



А это нечто ("нечто" во множественном числе - нечты?) в больших количествах.

















Это нечто вообще чудесное, такое удивленное.





Ворота с котиками.





И рядом обычный котик, живой, можно погладить.



Там было еще какое-то строение, но оно было закрыто, и людей не было вообще.
Уже потом, по возвращению домой я прочитал об этой случайной выставке посередине ничего. Художественная мастерская Ezeriņi, своеобразная приманка для праздношатающихся туристов; цель - привлечь поток людей в Сталбе, посмотреть на городок, планировка которого не менялась с XV века.



Но нас просто так не заманить, и мы продолжили свой путь.

Немного истории, или как один город оказался сразу в двух государствах.

Первое упоминание о городе под немецким названием Walk датируется 1286 годом. В июне 1584 года польский король Стефан Баторий вручил Ливонскому герцогству учредительное письмо и предоставил Валку права города.
После Северной войны город попал в состав Российской империи, название было изменено на Влех. В 1783 году императрица Екатерина II подписала указ, на основе которого был образован Валкский уезд в составе Лифляндской губернии.

Осенью 1917 года Валк становится своего рода центром Лифляндии. Рига занята германской армией, никакая легальная политическая деятельность там невозможна. В городе находились штаб и Совет 12-й армии, выходили несколько латышских газет.
В конце ноября - начале декабря 1917 года в Валке проходила учредительная сессия Латышского временного национального совета.

1 июля 1920 года город был разделен на две части - латвийскую Валку и эстонскую Валгу, при этом Эстония получила примерно ⅔, а в Латвии осталась примерно ⅓ ранее единого города.

Отделение большей части города в пользу Эстонии произошло в знак благодарности за помощь эстонской армии в борьбе за независимость Латвии. Так, 20 сентября 1919 года Павел Бермондт-Авалов, командующий Западной Добровольческой армией объявил, что он является представителем русской государственной власти и принимает на себя всю полноту власти в Прибалтике, игнорируя тем самым факт латвийского суверенитета и существования латвийских органов власти.
7 октября, получив отказ на требование пропустить его войска через территорию Латвии Бермондт-Авалов начал вести против Латвии боевые действия. 9 октября его войсками были заняты западные предместья Риги, а латвийское правительство эвакуировалось в Цесис, запросив военную помощь у правительств Великобритании и Эстонии. 10 октября Бермондт-Авалов вместо продолжения наступления предложил Латвии перемирие. В тот же день в Ригу прибыла эскадра английских крейсеров, а из Эстонии прибыло четыре бронепоезда. После успешного совместного отражения интервенции Эстония, помимо возмещения расходов по войсковой операции, получила в качестве своеобразной премии большую часть города Валки.

Пара слов про личность Бермондт-Авалова, имя которого сегодня хорошо и прочно забыто. А во время гражданской войны именно он явился причиной провала похода Юденича на Петроград, и благодаря его глупости и высокомерию большевики смогли укрепиться и окончательно захватить власть в России.

В апреле 1919 года в лагере для военнопленных полковник Бермондт-Авалов сформировал из русских и немецких добровольцев партизанский отряд, позднее выступивший против красных в союзе с немецкими добровольческими формированиями. В начале июля 1919 года отряд был полностью сформирован, и объединившись с другими отрядами стал именоваться Западным корпусом Северо-Западной армии под общим командованием князя Ливена. Бермондт-Авалов проводил независимую политику, практически не подчиняясь Ливену.
9 июля было получено от генерала Юденича приказание прибыть на соединение с Северо-Западной армией на Нарвский фронт, поддержанное англичанами. В отсутствие тяжело раненого князя Ливена по распоряжению английского генерала Гофа батальоны Ливенского отряда были поспешно погружены на английский транспорт и отправлены в Ревель и Нарву.
Полковник Бермондт-Авалов отказался исполнить приказание Юденича перейти на Нарвский фронт, сам себе присвоил звание генерал-майора и принял решение возродить "Великую Россию", начиная с балтийских окраин.

20 сентября Бермондт-Авалов объявил "народу Латвии" о том что он является "представителем русской государственной власти" и принятии на себя всей полноты власти в Прибалтике, игнорируя тем самым факт латвийского суверенитета и существования латвийских органов власти. В тот момент в корпусе Бермондта-Авалова, который стал именоваться как Русская Западная добровольческая армия, находилось около 50 000 человек.

Западная добровольческая армия вступила в открытое противостояние с правительством Латвии, выдвинув 6 октября ультимативное требование пропустить ее через территорию Латвии на большевистский фронт, и начав продвижение от Митавы в сторону Двинска. Правительство Латвии ответило отказом. Произошли первые вооруженные столкновения передовых частей Добровольческой армии. 7 октября силы Бермондт-Авалова двинулись на Ригу. 8 октября войска вышли к Риге, которую в то время защищали относительно слабые силы латвийской армии, состоящие в основном из новобранцев. На город было сброшено с аэропланов несколько бомб и прокламации на русском языке, в которых латышам предлагалось подчиниться власти полковника Бермондта, чтобы быть присоединенными к великой и могучей России. 9 октября предместья Риги были заняты частями Бермондта-Авалова, 10 октября Бермондт-Авалов предложил правительству Латвии заключить с ним перемирие. Тем временем к Риге были подтянуты 4 эстонских бронепоезда, и на рейд Риги прибыла английская эскадра, принявшаяся непрестанно обстреливать позиции Добровольческой армии. Когда части армии Бермондта-Авалова все же начали переправу через Двину, то наткнулись на подготовленную оборону.

К 16 октября армия Бермондта-Авалова, израсходовав боеприпасы и не имея резервов, наступление на Ригу остановила. К утру 11 ноября части Бермондта-Авалова были выбиты из левобережной части Риги. К середине декабря русско-германская армия Бермондта-Авалова была эвакуирована в Германию.

В результате этой авантюры в разгар боев Великобритания была вынуждена снять с Петроградского фронта и отправить в Ригу эскадру, а Эстония также снять с фронта и отправить туда же свои бронепоезда. Наступление Юденича, лишившись поддержки захлебнулось, и большевики смогли удержать власть.

Относительно Бермондт-Авалова - он долгое время жил в Берлине, создал "Русскую национал-социалистическую партию", по образцу и подобию гитлеровской национал-социалистической партии и заодно пристрастился к наркотикам. Приобретение наркотиков требовало много денег, поэтому стал промышлять аферами и прямым мошенничеством, за что в 1939 году был арестован гестапо. После кратковременного заключения был выслан в Италию, затем переехал в Сербию, а в 1941 году перебрался в США.
Арест гестапо и кратковременное пребывание в тюрьме позволили ему выставить себя жертвой нацизма со всеми причитающимися льготами, умер он в конце 1973 года в возрасте 96 лет.
Никакого наказания за свои действия не понес.

Возвращаясь к городу Валка, который Валга - я не нашел никакой информации как общались между собой жители в период независимости с 1930 по 1940 годы. Во времена Советского Союза, затем во времена оккупации нацисткой Германией и затем вновь во времена Советского Союза граница была не государственная, а административная.
После восстановления независимости Латвии и Эстонии и после распада СССР у жителей некогда единого города были определенные трудности - надо было переходить через пограничный пункт (действовал льготный режим, но все равно были бюрократические сложности), и были разные денежные знаки - в Латвии были латы, а в Эстонии - кроны.
Затем и Латвия, и Эстония перешли на евро, и в конце декабря 2007 года вошли в Шенгенскую зону. С тех пор пограничный контроль отсутствует, в городе действует совместная латвийско-эстонская программа городского развития, хотя каждая из двух его частей сохраняет собственные органы управления.

Мы немного прошлись по латвийской Валке. С достопримечательностями в городе совсем негусто, путеводитель советовал осмотреть местную "деревенскую" церковь, которая к тому же оказалась закрытой.



А так - обычный небольшой город, без особых притязаний на оригинальность.



Основная достопримечательность - граница между государствами.
Здесь граница проходит по ручью.



Рядом с пограничной будкой установлена скамейка, одна часть скамейки в Латвии, другая часть - уже в Эстонии.



Еще над ручьем построена качели, можно одновременно побывать сразу в двух государствах.





Пограничные столбы, чтобы не перепутать где конкретно вы находитесь в данный момент времени.







Далее уже в эстонской Валге съели какой-то пирожок в придорожном кафе и поехали дальше в Тарту.


Продолжение обязательно очень скоро последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий