В мой прошлый приезд Дом находился на ремонте. Самое красивое здание в строительных лесах перестаёт быть красивым, это такой закон природы. В этот раз строительство, оно же ремонт закончилось, так же закончилась и реставрация. Поэтому можно было без особых проблем любоваться зданием как снаружи, так и внутри.
На фото: Дом Черноголовых на Ратушной площади.

Для начла - совсем даже не Дом Черноголовых, а "Три брата" - три примыкающих друг к другу средневековых здания - Белое (старший брат), среднее и зеленое (младший брат).
Самое старое здание - Белое, или "Старший брат" было построено в конце XV века. В середине XVII века к нему был пристроен "Средний брат", а еще примерно через 50 лет - и "Младший брат".
Достоверно известно только о первом владельце "Старшего брата", он был пекарем. Изначально это были жилые дома, хозяева жили на нижних этажах, а верхние этажи сдавали в наем. Сейчас там располагаются инспекция по охране памятников культуры, Союз архитекторов Латвии и прочие государственные инстанции.
Для фотографий дома расположены крайне неудачно, на узкой улице, где нет никакого пространства для перспективы. Поэтому одно из зданий просто не влезло в объектив.
А вообще дома настоятельно требуют косметического ремонта.

Ладно, идем дальше.


Домский собор.

Название пришло из немецкого языка, изначально собор назывался Dom zu Riga, в свою очередь в основе лежит латынь - Domus Dei или Дом Бога в переводе.
Собор был основан 25 июля 1211 года в День Святого Якоба епископом Риги Альбертом Буксгевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно немцы. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году.
В 1524 году в период Реформации оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение. Из запланированных двух башен из-за отсутствия средств в 1547 году выстроена только одна. В 1595 году каменная башня была надстроена и получила деревянный шпиль, превзойдя по высоте находящуюся всего в 140 метрах башню церкви Святого Петра. Однако деревянный шпиль требовал постоянного ремонта, поэтому в 1766 году его разобрали и вместо него на несколько перестроенной башне возвели невысокий куполообразный шпиль в стиле барокко. Общая высота башни с барочным куполом и петушком на шпиле составила 96 метров.
Для снижения ущерба от наводнений Даугавы улицы Риги на протяжении столетий подсыпались гравием, и в результате сегодня уровень пола в храме находится значительно ниже уровня улицы. В середине XX века с части Домской площади вдоль северной стены и восточной алтарной части собора был снят культурный слой до позднесредневекового горизонта на глубину около 2 метров ниже остальной территории площади, в результате чего возникает ощущение, что собор располагается в низине.
Шпиль собора с петушком в качестве флюгера.

Внутри собора.


Витражи.


Орган (вся информация из справочника).
Произведения для органа Домского собора писали известные композиторы как Ференц Лист и Макс Регер.
Дошедший до наших дней инструмент был изготовлен фирмой E. F. Walcker & Co из города Людвигсбург. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века, который неоднократно перестраивался и расширялся. Изменения касались не только механики и труб, но и проспекта органа, его декора и цвета корпуса.
Орган высотой в 25 метров включает в себя 6768 труб, металлических и деревянных, длиной от 13 миллиметров до 10 метров. Орган имеет 4 клавиатуры для рук и один для ног. На большом пульте - 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. С малого пульта органа, находящегося на нижнем балконе, можно играть на 25 регистрах. Воздух подается при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2.5×6 метров. На момент постройки орган Домского собора являлся крупнейшим в мире. Огромную художественную ценность представляет проспект - фасад органа, центральная часть которого сохранила декор от инструмента конца XVI века. Большая часть декоративной резьбы относится к 1599 - 1601 годам изготовления. Трубы проспекта сохранились от прежнего инструмента, но давно не звучат. Новый инструмент Валькера был возведен за старинным корпусом и не соприкасается с ним. Большой орган Домского собора считается одним из важнейших памятников немецкого органного романтизма в Европе.


Флюгер в виде петуха.
Флюгер постоянно меняют, перепады температуры и всякие погодные катаклизмы значительно сокращают срок его службы. Отслужившие свой век флюгеры помещаются в музей.
И опять немного их путеводителя: Изначально флюгер был водружён на шпиль башни Домского собора в 1595 году. Долгое время петушок оставался двухцветным, один бок у него был позолоченным, другой - черным. Если он поворачивался к Даугаве золотым боком, это означало, что суда могут войти в Ригу и торговать, а если черным, означало что погода не благоприятствует и нужно подождать, пока ветер не переменится.

Внутренний двор собора.

И, наконец - Дом Черноголовых.
И в очередной раз буду цитировать путеводитель: Дом Черноголовых или Das Schwarzhäupterhaus на немецком или Melngalvju nams на латышском, одна из основных достопримечательностей Риги, расположенная в историческом центре города на Ратушной площади.
Впервые упомянут в 1334 году как новый дом Большой гильдии. Впоследствии здание неоднократно перестраивали, во время Второй мировой войны было полностью разрушено. Восстановлено в 1996 - 2000 годах.
В конце XIII века существовало братство святого Георгия, в которое принимали молодых и неженатых иностранных купцов. Первоначально его патроном был святой Георгий - покровитель рыцарей и воинов, позже - святой Маврикий (его символ - черная голова был в гербе братства) и за ними закрепилось имя Черноголовых.
Корпорация была полностью светской. Основателями рижской компании, самой богатой и влиятельной из существовавших, были комиссионерами, агентами и приказчиками рижских и заграничных фирм. Они занимались закупкой и доставкой товаров в Ригу. Занятие это было сопряжено с большим риском, в отличие от посреднической торговли местных оседлых купцов, имевших своим центром Большую гильдию. Странствующие приказчики и заграничные купцы создали в Риге свой противовес - компанию Черноголовых, хотя окончательно уйти от опеки Большой гильдии удалось только к концу XVII века.
В 1477 голу Черноголовые арендовали помещение в верхнем этаже Нового дома у Рижского магистрата. Сам дом был выстроен гильдией ремесленников для общественных нужд. Со временем, вкладывая деньги в украшение и перестройку здания Черноголовые стали основными арендаторами с рядом преимуществ. В утреннее время дом служил биржей, вечерами превращаясь в место для отдыха и развлечения бюргеров, залом для проведения торжественных мероприятий, танцевальных балов и многочисленных концертов.
До второй половины XVI века организация руководила общественной жизнью Риги наравне с Большой гильдией. Черноголовые активно участвовали в обороне города, были деятельными сторонниками Реформации. В 1895 году общество прекратило свою деятельность как сословная корпорация и стало немецким купеческим клубом, расформированном после репатриации этнических немцев в 1939 году.
В разное время на праздниках в доме Черноголовых, официально и инкогнито, присутствовали августейшие особы. Украшением зала были парадные портреты монархов России и Швеции, в том числе подаренный лично портрет Екатерины II. В книге почетных посетителей можно было увидеть автограф германского канцлера Отто фон Бисмарка.
Во время Второй мировой войны здание было полностью разрушено. Осталось только несколько зарисовок и несколько черно-белых фотографий здания, сделанных в прошлые времена. Но не было ни чертежей, ни планов, ничего. Поэтому когда в 1996 приступили к восстановлению - по существу к строительству абсолютно нового здания в качестве ориентира взяли ратушу города Бремена, потому что еще в довоенное время специалисты отмечали внешнюю схожесть рижского Дома Черноголовых и бременской ратуши.
Интерьеры восстанавливали по примерно похожей схеме - частично опираясь на несколько сохранившихся фотографий начала XX века, частично на похожие дома в Гданьске и в Дании.
При входе встречает герб.

Бальные залы.


Историческая часть сохранилась только в подвальном помещении, но представляет интерес только для профессиональных строителей, и возможно для архитекторов. Среднеатлантическому туристу обломки стен как правило не особо интересны.
Вид на Ратушную площадь из балкона Дома Черноголовых.

Обрамление балкона - львы с копьями, рыцари с копьями. Полный милитаризм, короче говоря.

Внутри посмотрели, теперь Дом Черноголовых снаружи.

Ключ от Риги в двери ратуши.

А мы пошли дальше.
Пороховая башня.

Продолжение обязательно очень скоро последует.
На фото: Дом Черноголовых на Ратушной площади.
Для начла - совсем даже не Дом Черноголовых, а "Три брата" - три примыкающих друг к другу средневековых здания - Белое (старший брат), среднее и зеленое (младший брат).
Самое старое здание - Белое, или "Старший брат" было построено в конце XV века. В середине XVII века к нему был пристроен "Средний брат", а еще примерно через 50 лет - и "Младший брат".
Достоверно известно только о первом владельце "Старшего брата", он был пекарем. Изначально это были жилые дома, хозяева жили на нижних этажах, а верхние этажи сдавали в наем. Сейчас там располагаются инспекция по охране памятников культуры, Союз архитекторов Латвии и прочие государственные инстанции.
Для фотографий дома расположены крайне неудачно, на узкой улице, где нет никакого пространства для перспективы. Поэтому одно из зданий просто не влезло в объектив.
А вообще дома настоятельно требуют косметического ремонта.
Ладно, идем дальше.
Домский собор.
Название пришло из немецкого языка, изначально собор назывался Dom zu Riga, в свою очередь в основе лежит латынь - Domus Dei или Дом Бога в переводе.
Собор был основан 25 июля 1211 года в День Святого Якоба епископом Риги Альбертом Буксгевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно немцы. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году.
В 1524 году в период Реформации оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение. Из запланированных двух башен из-за отсутствия средств в 1547 году выстроена только одна. В 1595 году каменная башня была надстроена и получила деревянный шпиль, превзойдя по высоте находящуюся всего в 140 метрах башню церкви Святого Петра. Однако деревянный шпиль требовал постоянного ремонта, поэтому в 1766 году его разобрали и вместо него на несколько перестроенной башне возвели невысокий куполообразный шпиль в стиле барокко. Общая высота башни с барочным куполом и петушком на шпиле составила 96 метров.
Для снижения ущерба от наводнений Даугавы улицы Риги на протяжении столетий подсыпались гравием, и в результате сегодня уровень пола в храме находится значительно ниже уровня улицы. В середине XX века с части Домской площади вдоль северной стены и восточной алтарной части собора был снят культурный слой до позднесредневекового горизонта на глубину около 2 метров ниже остальной территории площади, в результате чего возникает ощущение, что собор располагается в низине.
Шпиль собора с петушком в качестве флюгера.
Внутри собора.
Витражи.
Орган (вся информация из справочника).
Произведения для органа Домского собора писали известные композиторы как Ференц Лист и Макс Регер.
Дошедший до наших дней инструмент был изготовлен фирмой E. F. Walcker & Co из города Людвигсбург. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века, который неоднократно перестраивался и расширялся. Изменения касались не только механики и труб, но и проспекта органа, его декора и цвета корпуса.
Орган высотой в 25 метров включает в себя 6768 труб, металлических и деревянных, длиной от 13 миллиметров до 10 метров. Орган имеет 4 клавиатуры для рук и один для ног. На большом пульте - 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. С малого пульта органа, находящегося на нижнем балконе, можно играть на 25 регистрах. Воздух подается при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2.5×6 метров. На момент постройки орган Домского собора являлся крупнейшим в мире. Огромную художественную ценность представляет проспект - фасад органа, центральная часть которого сохранила декор от инструмента конца XVI века. Большая часть декоративной резьбы относится к 1599 - 1601 годам изготовления. Трубы проспекта сохранились от прежнего инструмента, но давно не звучат. Новый инструмент Валькера был возведен за старинным корпусом и не соприкасается с ним. Большой орган Домского собора считается одним из важнейших памятников немецкого органного романтизма в Европе.
Флюгер в виде петуха.
Флюгер постоянно меняют, перепады температуры и всякие погодные катаклизмы значительно сокращают срок его службы. Отслужившие свой век флюгеры помещаются в музей.
И опять немного их путеводителя: Изначально флюгер был водружён на шпиль башни Домского собора в 1595 году. Долгое время петушок оставался двухцветным, один бок у него был позолоченным, другой - черным. Если он поворачивался к Даугаве золотым боком, это означало, что суда могут войти в Ригу и торговать, а если черным, означало что погода не благоприятствует и нужно подождать, пока ветер не переменится.
Внутренний двор собора.
И, наконец - Дом Черноголовых.
И в очередной раз буду цитировать путеводитель: Дом Черноголовых или Das Schwarzhäupterhaus на немецком или Melngalvju nams на латышском, одна из основных достопримечательностей Риги, расположенная в историческом центре города на Ратушной площади.
Впервые упомянут в 1334 году как новый дом Большой гильдии. Впоследствии здание неоднократно перестраивали, во время Второй мировой войны было полностью разрушено. Восстановлено в 1996 - 2000 годах.
В конце XIII века существовало братство святого Георгия, в которое принимали молодых и неженатых иностранных купцов. Первоначально его патроном был святой Георгий - покровитель рыцарей и воинов, позже - святой Маврикий (его символ - черная голова был в гербе братства) и за ними закрепилось имя Черноголовых.
Корпорация была полностью светской. Основателями рижской компании, самой богатой и влиятельной из существовавших, были комиссионерами, агентами и приказчиками рижских и заграничных фирм. Они занимались закупкой и доставкой товаров в Ригу. Занятие это было сопряжено с большим риском, в отличие от посреднической торговли местных оседлых купцов, имевших своим центром Большую гильдию. Странствующие приказчики и заграничные купцы создали в Риге свой противовес - компанию Черноголовых, хотя окончательно уйти от опеки Большой гильдии удалось только к концу XVII века.
В 1477 голу Черноголовые арендовали помещение в верхнем этаже Нового дома у Рижского магистрата. Сам дом был выстроен гильдией ремесленников для общественных нужд. Со временем, вкладывая деньги в украшение и перестройку здания Черноголовые стали основными арендаторами с рядом преимуществ. В утреннее время дом служил биржей, вечерами превращаясь в место для отдыха и развлечения бюргеров, залом для проведения торжественных мероприятий, танцевальных балов и многочисленных концертов.
До второй половины XVI века организация руководила общественной жизнью Риги наравне с Большой гильдией. Черноголовые активно участвовали в обороне города, были деятельными сторонниками Реформации. В 1895 году общество прекратило свою деятельность как сословная корпорация и стало немецким купеческим клубом, расформированном после репатриации этнических немцев в 1939 году.
В разное время на праздниках в доме Черноголовых, официально и инкогнито, присутствовали августейшие особы. Украшением зала были парадные портреты монархов России и Швеции, в том числе подаренный лично портрет Екатерины II. В книге почетных посетителей можно было увидеть автограф германского канцлера Отто фон Бисмарка.
Во время Второй мировой войны здание было полностью разрушено. Осталось только несколько зарисовок и несколько черно-белых фотографий здания, сделанных в прошлые времена. Но не было ни чертежей, ни планов, ничего. Поэтому когда в 1996 приступили к восстановлению - по существу к строительству абсолютно нового здания в качестве ориентира взяли ратушу города Бремена, потому что еще в довоенное время специалисты отмечали внешнюю схожесть рижского Дома Черноголовых и бременской ратуши.
Интерьеры восстанавливали по примерно похожей схеме - частично опираясь на несколько сохранившихся фотографий начала XX века, частично на похожие дома в Гданьске и в Дании.
При входе встречает герб.
Бальные залы.
Историческая часть сохранилась только в подвальном помещении, но представляет интерес только для профессиональных строителей, и возможно для архитекторов. Среднеатлантическому туристу обломки стен как правило не особо интересны.
Вид на Ратушную площадь из балкона Дома Черноголовых.
Обрамление балкона - львы с копьями, рыцари с копьями. Полный милитаризм, короче говоря.
Внутри посмотрели, теперь Дом Черноголовых снаружи.
Ключ от Риги в двери ратуши.
А мы пошли дальше.
Пороховая башня.
Продолжение обязательно очень скоро последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий