На севере Израиля, рядом с небольшим друзским городом Ярка находится небольшая тоже друзская деревня под названием Джулис. В этой небольшой деревне находится небольшая туристическая достопримечательность под громким названием "Сады Бессмертия".
В прошлые доковидные тучные годы израильские туристы часто и много путешествовали по миру, ездить смотреть на какие-то сады в какой-то деревне им было не особо интересно. В последние два года в мире много что поменялось, мировой туризм практически кончился, волей-неволей пришлось путешествовать по родной стране. Поневоле узнавать и заодно полюблять свой край.Когда практически все знаковые и известные места были многократно и тщательно узнаны и полюблены, взгляды местных любознательных туристов обратились к местам не столь известным в мировом масштабе. И в их число как раз и попали и рукотворные сады.
Мы решили не отставать об общей массы, потому что тоже любознательны до неприличия, а уж если надо что-то или кого-то узнать и полюбить - то мы всегда в первых рядах.
Но я человек нудный, иногда до неприличия. Поэтому я сейчас начну нудить, а вы пока понаслаждайтесь фотографиями садов.
Сеанс нудения начинается.
Первое, с чего начнем - с названия.
Если прочитать название на иврите, то גני אלמונה ганей альмона получаются Сады Альмона или Эльмона или Альмуна или даже Эльмуна. Ясности это не добавляет.
Если прочитать название на английском, то Gardens Almona - это просто Сады Альмона. Что такое Альмона - непонятно, вероятно имя собственное.
А если прочесть حدائق المنى по-арабски, то все становится понятно: хадайик эль Муна, или сады Муны (или сады имени Муны, или сады в память о Муне).
Муна - женское имя, так звали мать основателя и владельца садов.
Сады Бессмертия - это название для привлечения туристов; хотя если привлечь высокую поэзию, то можно сказать и так - сад в память о Муне, да сохранится ее имя в веках.
Бессмертие по-арабски خلود звучит как хулуд, такого слова в названии садов нет.
Правильное написание - גני אל מונא, или Ганей Эль Муна, или Сады Эль Муна. Но правильное написание знают немногие.
Продолжаем сеанс нудения.
В популярной литературе, и не только в ней говорится, что название Джулис произошло от имени римского императора Юлия. И тут же ссылаются на Гая Юлия Цезаря.
Юноше, обдумывающему житье - не стоит огульно верить популярной литературе.
Во-первых, Гай Юлий Цезарь никогда не был императором.
Во-вторых, Юлиев в истории Древнего Рима было несколько. Первым императором Римской империи был Гай Юлий Цезарь Октавиан Август, более известный как Октавиан Август. Затем был Тиберий Юлий Цезарь Август, или просто Тиберий. Ему наследовал Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный под именем Калигула (широкой публике он знаком по почти порнографическому фильму Тинто Брасса).
В-третьих: Иудея, Галилея, Перея, Сирия и прочие территории - зона ответственности Гнея Помпея Магна. Гней Помпей Магн, или Гней Помпей Великий хоть и принадлежал к роду Юлиев-Клавдиев, но был никаких теплых чувств к Гаю Юлию Цезарю на питал. Было бы очень странно, чтобы он назвал какое-либо поселение именем своего недруга. Как мы знаем из истории, триумвират Цезаря, Помпея и Красса быстро распался; Помпей бежал в Египет и там и погиб. Затем эти же территории были переданы под попечительство Марка Лициния Красса, который тоже недолюбливал Цезаря. Красс неудачно начал войну с парфянами и погиб. А затем в результате заговора (... и ты, Брут ...) погиб и сам Юлий Цезарь.
Если коротко - они все умерли.
И сюда же немного нудной истории. Первое поселение вероятнее всего было основано в конце II века и просуществовало примерно до V века. Возможно, это была небольшая неукрепленная деревня, жители которой занимались сельским хозяйством.
В начале османского периода, а именно между XIV и XVI веками в поселении на этом месте жила небольшая еврейская община.
А в XVI веке на это место пришли друзы, и с тех пор они там и обитают.
Можно с большой долей вероятности сказать, что само название Джулис произошло от арабского слова джалис (или ялис, в зависимости от диалекта), что означает "сидеть"; поселение "сидит" на относительно плоской и низкой территории между холмами.
А теперь немного о друзах, раз уж говорим о них, к тому же я уже давно грозился немного рассказать о разных израильских национальных меньшинствах.
Итак, друзы. Кто они, что они и откуда они.
Друзы - этноконфессиональная община. Самоназвание - мувахиддун, производное от арабского таухид, что можно перевести как "объединившиеся" (ради единой цели). Друзов называют друзами только другие народы.
У друзов своя религия. В разной популярной и даже иногда в профессиональной литературе встречаются разные обсуждения друзских религиозных доктрин. Проблема в том, что обсуждать особо нечего, у друзов нет ни священных текстов, ни священных книг. Вся информация передается устно, и передается только внутри самой общины. Все обсуждения - плоды воображения авторов обсуждений. Даже столько разрекламированные Расыль эль Хакма или Письма Мудрости (всего насчитывается 111 писем, объединенных в 6 книг) - плод фантазии. Друзов попросили поделиться тайным знанием - друзы напряглись на нафантазировали на целых 6 томов.
Стать друзом невозможно, друзом можно только родиться.
Еще в популярной литературе по непонятной причине друзов называют арабами; и тоже по непонятной причине называют мусульманами.
Друзы - не арабы, хотя и говорят на сиро-ливанском диалекте арабского языка. Вероятнее всего, группа была сформирована среди смешанного населения, где преобладали арабы, копты и мамлюки (мамлюки - не народ. Это рабы-воины, набиравшиеся из юношей разных народов - от монголов и грузин с персами, до славян и тюрков). Группа жила в арабоязычном окружении, и естественно, полностью перешла на арабский язык. При этом одежда, еда, отношение к женщинам совсем не похожи на традиционные арабские.
Духовные практики друзов абсолютно не совпадают с требованиями ислама.
У друзов нет шахады - декларации веры. Нет ежедневного намаза, не отмечается Рамадан, нет такого понятия как закят - отчисления в пользу бедных. Нет понятия хадж. Также не практикуется обрезание, обязательное для всех мусульман.
Возможно, что первоначально ядро друзской религии составляли мусульмане, но они уже давно отказались от исламских практик.
Друзы отмечают два праздника, совпадающие с мусульманским календарем - Иль аль-Адха, или праздник жертвоприношения, и Ашура.
Все, что мы знаем о друзах - рассказано самими друзами. При этом надо учитывать, что у друзов принята такия или мысленная оговорка, которая может использоваться для сокрытия подлинных взглядов. Согласно такии друз может принять условности внешней враждебной среды, сохраняя в душе истинную веру. При этом обман и дезинформация иноверцев во благо общины не являются предосудительными, а даже поощряются.
Из того, что рассказано самими друзами: друзы верят в переселение душ, при этом душа ушедшего друза переселяется в тело новорожденного друза. Это касается души мужчин. Статус души женщины неопределен.
Для души определены понятия, близкие к понятию кармы, сама душа при этом, возникнув от искры Вечной Воли, бессмертна. Все деяния души в течение всех ее перевоплощений будут учтены на Страшном Суде.
Так как душа возрождается в новом теле, то смерть не является пугающей для друзских бойцов, которые шли в атаку с возгласом "Во чреве матери я вновь появлюсь", наводившим ужас на противников.
К усопшему друзу на могилу приходят только один раз, в день похорон. После этого могилу никогда не посещают - нет смысла, душа уже вернулась в тело новорожденного друза. Исключения - могилы великих духовных лидеров.
Приобщение к религии для мужчин начинается с 40-летнего возраста, до этого времени мужчина считается незрелым и неспособным к восприятию истины. Женщины могут начать изучать основы религии уже с детского возраста.
Вся информация воспринимается только на слух, никаких записей во время изучения и обсуждения не делается. Более того, никакие религиозные доктрины не должны быть узнаны непосвященными. За нарушение этого запрета может быть наказание - смертная казнь.
Единственное исключение - в 1948 году парламент Ливана утвердил Кодекс друзского семейного права. Через некоторое время похожие законы были приняты в Сирии и в Израиле.
Семейное право друзов кардинально отличается как от семейного права арабов-мусульман и арабов-христиан, так и от семейного права евреев.
Друзы женятся только на друзах. При этом добрачные отношения что для мужчин не ограничиваются, для женщин не возбраняются, но не одобряются. Женщины у друзов пользуются значительной свободой; таких милых национальных обычаев как убийства чести у друзов нет. Брак строго моногамный.
История возникновения религиозного течения связана с именем Наштакина ад-Дарази, жившего в XI веке. От его имени и пошел эпоним друзов.
Ад-Дарази родился в Бухаре, и был по происхождению либо персом, либо тюрком. Переселился в Каир, где начал проповедь новой религиозной доктрины. Известно то, что ад-Дарази прозывался "Меч Веры" и "Господин указующих на прямой путь".
Первоначально друзом мог стать любой. Согласно друзской религиозной доктрине каждой душе человеческой была представлена возможность принять друзское вероисповедание в период так называемых "отворенных врат" (примерно до XV века). Затем врата закрылись, и все неудачники так и не стали друзами.
В XVI веке в Египте начались гонения на немусульман. Друзам пришлось бежать на север, и они осели в горах Ливана и Антиливана. Сегодня друзы живут в 4 государствах Ближнего Востока - Ливане (примерно 300 тысяч человек), Сирии (около 900 тысяч человек), Израиле (примерно 200 тысяч человек) и Иордании (около 25 тысяч человек).
Среди друзов не образовалось ни торговцев, ни ремесленников. Основное занятие - сельское хозяйство и вооруженная защита своих земель. Друзы считаются свирепыми и безжалостными воинами; при этом основными врагами они считают мусульман неважно какой конфессии - суннитов или шиитов.
В Израиле друзы живут двумя общинами. Одна расположена в Галилее и в районе горы Кармель; вторая на Голанских высотах.
Галилейские друзы участвовали в Войне за Независимость на стороне Израиля; служба в Армии Обороны Израиля в их среде является почетной, особенно в боевых войсках. Достаточно сказать, что руководители таких дивизий в чине генералов как Газа или Голани - друзы. И большинство высших командиров этих дивизий тоже друзы.
Друзы на Голанских высотах оказались в Израиле в результате Шестидневной войны и войны Судного Дня. В конце 70-х годов им было предложено израильское гражданство; большая часть друзов Голан отказалась, согласившись на статус жителя Израиля. Не потому, что они так не любят Израиль, а потому, что у них в Сирии остались родственники, а родственные связи для друзов очень важны. Граждан Израиля в Сирию не пускают, но жители Израиля с сирийскими корнями могут посещать своих сирийских родственников довольно часто.
Уфф... старался быть кратким, но получилось нудно.
И да, пока не забыл. Известный Магистр игры "Что, Где, Когда" Александр Друзь никакого отношения к друзам не имеет.
Так, теперь еще немного про сады. Это же пост про сады, а не про этносы.
Жил да был Рашид Аббас. У него была жена Муна. И у них было 7 детей.
Рашид Аббас был первым офицером-друзом в Армии Обороны Израиля. Служил сначала в ПАЛЬМАХе, затем в ЦАХАЛе.
Один из сыновей Рашида и Муны по имени Наджи в начале двухтысячных годов переделал фруктовый сад, посаженный еще его дедом Абу Рашидом в память о своих родителях. С тех пор Наджи Аббас, сам в прошлом тоже боевой офицер, его жена и 5 его детей содержат эти сады на радость всех их посещающим.
Надо сказать, что сады получились неплохие. Нечто среднее между Европой и Османской империей, с определенной долей ближневосточного шарма.
Излюбленное место для свадебных и не только свадебных фотографов всех мастей.
Сейчас будем долго и нудно рассматривать фотографии садов.
Приготовились?
Начали!
При входе встречает франтовый европеец с красной шапкой.
Мельница.
И еще одна мельница.
Смотрите, Шура, что можно сделать из швейной машинки "Зингер" и обычной колхозной сноповязалки.
Общий вид.
Два змея охраняют вход в сад.
Один вход.
Второй вход.
Просто рамка для фотографий.
Любящие сердца.
Хорошая машинка с большими и выразительными ресницами.
Скамейка.
И беседка.
Средство передвижения.
Еще один общий вид.
Дом, под старину.
Или лучше сказать - под заброшенный дом.
Паутина декоративная, если кому-то интересно.
Зеленый уголок для уединения.
Велосипед для фотографирования.
Арт-объект, если коротко.
А тут сразу несколько фотосессий. С разными фотографами.
Двери в никуда.
Много дверей.
Тут сразу и двери и велосипед.
Романтика.
Домик, лодка.
Тоже романтика.
Водное колесо.
Это не романтика, это механика.
То же самое колесо, вид сбоку.
Явный намек на железную дорогу.
Человек, утомленный романтикой железных дорог.
Проход во внутренний дворик.
И сам внутренний дворик.
Еще один дом, под "заброшенный дом".
Паутина декоративная, я уже об этом говорил.
Проход к дереву желаний.
А вот дерево, на нем развешаны желания.
Небольшой кусочек бамбукового леса.
Вроде как в гостях у аборигенов где-то в районе Океании.
Романтика.
Впрочем, про романтику я тоже уже говорил.
Катер и дом рыбака.
И здесь же небольшой водопад.
И еще один проход.
Грот.
Короче говоря, в этом саду собрано всё, на все случаи жизни.
Еще немного разного по мелочам.
Растение с необычными листьями.
Google определил это растение как кариота, семейство арековых (никогда не знал что существует такое семейство).
Произрастает в Юго-Восточной Азии, Индии, на островах Океании. Срок жизни - около 20 лет, цветет один раз. Время цветения может растянуться до 7 лет.
Вот какой умный Google.
Еще немного романтики, для особо пылко влюбленных.
Вроде все. Сады не очень большие. Пора на выход.
Выход.
Эти часы два раза за день показывают точное время.
На этом нудный пост заканчивается. Но продолжение очень скоро обязательно последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий