среда, 17 февраля 2021 г.

Тель Лахиш

 Продолжалась суровая израильская зима.


На следующий день после окончания очередного карантина, уже после предварительной поездки по паркам и лесам (эта была разминка, слишком долго сидели взаперти) мы решили поехать в пустыню.
Израильские пустыни, как и все пустыни мира не особо красочны. Камни, изредка пески, одноцветная порода.
Но зимой наступает очень короткий период, не более недели - двух, когда пустыня зацветает. И в этот период изголодавшееся израильское общество спешит посмотреть на поля цветущих анемонов посреди почти лунного (или почти марсианского, кому как нравится, не был еще ни на Луне, ни на Марсе) пейзажа.

Итак, прямо с утра в субботу мы и поехали.
Для начала решили было доехать до затерянного в центре Негева города Иерухама - есть такое забытое Богом место в небольшой еврейской стране.
Ехать пришлось недолго.
Пробка в сторону Иерусалима началась примерно километров за 40 от самого Иерусалима.
На юг, в сторону Беер-Шевы дорога была относительно свободна, но в районе Кирьят-Гата (там, где находятся два FAB компании Intel и Micron) машины уже стояли.
Было ясно, что в Иерухам мы приедем ближе к вечеру. Не мудрствуя лукаво прямо на ходу изменили планы (решительные мы очень, да) и свренув с платного шоссе поехали в глушь, в Саратов.

Так, продираясь через плотно заставленные двумя рядами машин, причем с обоих сторон дороги мы почти случайно доехали до Лахиша.



Лахиш ...
Как много в этом звуке ...


Или немного. Но в звуке.

Лахиш был основан то ли в XXXVII, то ли XXXV веке до нашей эры.
Что за народ его основал, чем он там занимался - никто не знает и уже никто никогда не узнает.

Первое письменное упоминание о Лахише содержится в Амарнском архиве - собрании глиняных табличек, относящихся к XIV - XIII векам до нашей эры. В этом собрании среди городов Ханаана упоминается Лахиш в форме написания Лахиса.
Амарнский архив написан аккадской клинописью; это переписка между управлением делами фараонов (выражаясь современным языком) Аменхотепа III и Аменхотепа IV, которого еще звали Эхнатоном и царями Вавилонии, Хатти, Митанни, Ассирии, Ханаана и Амурру (были такие государства в Древнем мире).
Аккадский язык в те времена был языком международного общения (затем его сменил арамейский), примерно как английский сегодня.
Всего на сегодняшний день найдено 382 таблички с разными сообщениями.
Например, царь Митанни Тушратта просил Аменхотепа III прислать ему золота, так как "у моего брата в Египте золота - как песка" (в качестве выкупа за невесту фараона, дочь Тушратты Тадухепу); когда Аменхотеп III серьезно заболел, Тушратта для его исцеления послал ему идол богини Иштар из Ниневии.
Царь города Библа Риб-Адди несколько раз обращался к Эхнатону с мольбами о помощи и с жалобами на царя Амурру Абди-Аширта.
В том же архиве впервые упоминаются народы а-ивр-у или а-пир-у или а-бир-у - угонщики скота и вообще бандиты, которых гипотетически можно соотнести с древнееврейскими племенами. По крайней мере похожие названия и похожие описания этих народов находятся также в шумерских, аккадских, хеттских, митаннийских и угаритских источниках.
А история завоевания Земли Обетованной войсками Иешуа Бен Нуна (Иисуса Навина) очень похожа на нападения этого народа на города Ханаана.

Далее про Лахиш упоминается в рассказе о царе Шломо (он же Соломон, он же Сулейман, считается мифическим персонажем); в это время город был заново отсроен.
Во времена царя Рехавама (или Ровоама, тоже считается мифическим персонажем), сына Соломона город укрепляется, строятся вторая защитная стена и огромные городские ворота - 25 метров в ширину и 25 метров в высоту.
Несмотря на это во время похода фараона Шешонка (он же Шишак, он же Сусаким) Лахиш разрушается.
Время - примерно X век да нашей эры.

В VIII веке да нашей эры Лахиш становится одним из центров Иудейского царства. Причем не только одним из центров, а самым крупным городом.
Площадь столицы Иудеи Иерусалима в то время была всего 40 гектар; Лахиш занимал в то же самое время площадь в 120 гектар.
Несколько дней или даже несколько недель, а может даже и несколько лет Лахиш был столицей Иудеи.

В то время Иудей правил царь Амация. Царь был очень воинственный, все время воевал то с Эдомом, то с Израилем.
Один раз Амации не повезло, войска израильского царя Йоаша разбили иудеев. Иудейская армия разбежалась, а израильские войска победоносно вошли в Иерусалим, разрушили часть крепостной стены и захватили сокровищницы царского дворца и Храма.
Амация был схвачен, и на трон при помощи Йоаша был посажен сын Амации по имени Узияху.
Затем Амация обрел свободу, но Узияху делиться властью не захотел. Старому царю не оставалось ничего другого, как бежать в самый крупный город своего бывшего царства, и заодно перенести туда столицу.
Верные молодому царю войска осадили Лахиш, разрушили крепостные стены и убили Амацию.
Страшная сила - жажда власти, однако.

Лахиш в очередной раз был восстановлен, но через короткое время заново был разрушен, теперь землетрясением.
А Узияху через короткое время заболел проказой, от которой через несколько десятков лет и умер.

Далее Лахиш был разрушен во время похода ассирийского царя Син-аххе-эриба, или Синаххериба, сына Саргона II Древнего.

Согласно Призме Синаххериба, детали которой повторяет Книга Царств Ветхого Завета, 701 году до нашей эры, во время правления иудейского царя Хизкиягу ассирийское войско вторглось в Иудею.

Примечание: Призма (второе название - Анналы) Синаххериба - шестигранная глиняная призма с аккадской клинописной надписью о правлении ассирийского царя Синаххериба. Всего найдено три экземпляра с почти совпадающими размерами и текстами. Высота призм — 38 см, ширина — 14 см. Все созданы во время правления Синаххериба. Датируются 689—691 годами до н. э.
Текст на шести сторонах призмы повествует о походах Синаххериба, в частности, о походе на Иудею и соседние царства. Анналы Синаххериба являются вне-библейским подтверждением рассказов Священного писания об осаде Иерусалима.


Согласно Библии, Синаххериб захватил все укрепленные города Иудеи и остановился в Лахише; называет посланника Синаххериба Рабсака (непонятно, это имя или титул), и описывает переговоры с осажденными — возможно, первый в истории зафиксированный пример пропаганды среди вражеских войск. В изложении книги Царств дань, выплаченная Иудеей, описывается так: «...И наложил царь Ассирийский на Хизкиягу, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Хизкиягу всё серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Хизкиягу золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Хизкиягу, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому.»
И далее в Библии описывается поражение Ассирии от руки высших сил: «И воззвал Хизкиягу к Господу, и случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим...»
Скорее всего речь шла о какой-то смертельной болезни, вызывающей расстройство пищеварения - дизентерии, брюшном тифе, холере.
Анналы Синаххериба рассказывают совсем другую версию: «ужасные блески моего владычества ниспровергли его, и войска его лучшие, которые для укрепления Иерусалима, его царского города, он собрал, и они захотели мира».
В ассирийском тексте какая-либо эпидемия не упоминается.
Иудея заплатила дань в 30 талантов (более 900 килограмм) золота и 800 талантов (более 24 тонн) серебра, вместе с «сурьмой, большими украшениями из камня, ложами из слоновой кости, высокими тронами из слоновой кости, кожами слонов, слоновой костью, эбеновым деревом, самшитом».
Синаххериб также забрал у Хизкияху «дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц».

Барельеф, запечатлевший взятие Лахиша ассирийским войском, был раскопан археологами во дворце Синаххериба в Ниневии, столице Ассирии и перевезен в Британский музей, где находится по сей день. На одной из плит изображен Синаххериб, восседающий на троне среди фруктовых деревьев и виноградных лоз, сверху надпись: «Син-ах-хериб, царь народов, царь ассирийский, восседая на высоком престоле, принимает добычу города Лахиша».

Насыпь, воздвигнутая ассирийским войском для подвозки таранов и других орудий сохранилась до сегодняшнего дня.

Лахиш опять был отстроен заново. И вновь до следующего пришествия иноземных войск.
Начиная с 599 года до нашей эры до 586 года до нашей эры войска Набу-кудурри-уцур, более известного под именем Навуходоносора трижды разоряли Иудею.
Последнее вторжение Вавилона было особенно неудачным для Иудейского царства.
Пал Иерусалим, был разрушен Первый Храм (Храм Соломона), царь Хизкиягу был захвачен и отправлен в Вавилон. Жители Иудеи были угнаны в рабство.

Лахиш в то время представлял хорошо оснащенную крепость, окруженную тремя рядами каменных стен.
Вавилоняне, понимая, что просто так они город не возьмут, применили новую тактику. Рядом со стенами они развели большой костер, а когда камни нагрелись - залили огонь водой.
Уже в наше археологи нашли следы пожаров и осколки разбитых камней.

В Лахише были найдены "лахишские письма" - остраконы с текстом, описывающие события осады войсками Навуходоносора.
О них я немного писал в посте о Тель Азеке, повторяться не буду.

Далее, после возвращения из Вавилонского плена на месте Лахиша еще кто-то жил, но город уже так и не вернул своей былой мощи и славы.
Последние жители покинули город примерно в IV или в III веке до нашей эры, переселившись в соседние Марешу и Бейт Гуврин.

Sic transit gloria mundi, как сказал когда-то Фонвизин.
А может это был совсем даже Тургенев, или Чехов, а может даже и Мамин-Сибиряк.
Короче говоря, кто-то из великих такое произнес.
А Лахиш жалко, зачем было его разрушать?

Немного фотографий.

Подъем к центральным воротам.



Справа - войска Синаххериба, слева - защитники города.



Еще одни агрессоры.
Примерно так выглядели гастрафеты - большие арбалеты доисторической эпохи.



Справа - городская стена, слева - та самая насыпь, оставшаяся с VII века до нашей эры.



Каменная ограда - это уже современная реставрация. Точнее, попытка представить как это могло выглядеть.



Внезапно.
Ящерица.





Древние и современные ивритские буквы.
До вавилонского пленения использовался так называемый палеоиврит, или палеоеврейское письмо. Основано на арамейском алфавите.
Из пленения вернулся народ, не только говорящий на другом языке, но и использующий квадратное еврейское письмо. Такой же алфавит используется и сегодня.

Небольшие неточности - буквы самех, тет и куф в алфавите VII века до нашей эры отсутствовали, появились только ближе к V - IV векам до нашей эры.

Читать надо сверху вниз справа налево.
Правый столбец - современное письмо, левый столбец - древний иврит.



Так на древнем иврите можно было записать название города Ашкелона.



А так - Иерусалима.



Холмы Иудеи.
Вдалеке, за холмами - Азека.



Тронный зал.
Точнее, стулья (троны) царей Иудеи, от мифического царя Шауля (Саула), до последнего царя Цидкияху.
Высота спинки трона зависит от количества лет царствования.



На этом месте располагался дворец городского главы, или царского наместника.





Защитники города против осаждающих.



Так, по мнению современного художника выглядела древнееврейская семья.



Развалины храма. Алтарь, в котором поклонялись Солнцу.
Это к вопросу о монотеизме в те времена.
Некоторые историки утверждают, что алтарь был построен во времена персидского владычества, и использовался только зороастрийцами. Но нет никаких свидетельств что на земле Иудеи когда-либо жили зороастрийцы.



Просто трава и цветы.
Никто не забыл, что на дворе суровая израильская зима?



И на этом вроде пока все.
Место очень интересное для любителей истории и археологии, и довольно скучное для обычного, избалованного атракциями туриста.




Продолжение очень скоро обязательно последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий