Суккот уже давно прошел, а еще ничего по этому поводу не написал.
Впрочем, это мое нормальное состояние. Что-то уже произошло, а все еще это что-то обдумываю и размышляю.Может я думатель и мыслитель одновременно?
Надо будет хорошо обдумать эту мысль, как-нибудь на досуге, когда другие мысли иссякнут.
Так вот, обычно мы на праздники улетали в разные страны. Было интересно, весело, забавно и прочее. Но это было давно, еще в той жизни, где еще не было злобных вирусов, и по миру можно было передвигаться без множества никому не понятных тестов и хорошо надоевших масок.
В этот раз, как и в прошлом году остались дома. За последние два года настолько сроднились с родными стенами, что редкие гости начали нас путать - то ли это человек, то ли это стена. Поэтому решили выйти прогуляться, хотя это было нелегко.
И прогуляться решили по Иерусалиму, потому что где еще гулять, как не в Иерусалиме в дни праздника Суккот.
Пешеходный переулок рядом с улицей Хилель.
Для начала, точнее для продолжения - что такое Суккот и почему у него такое название.
Суккот - это множественное число от слова сукка; сукка в переводе с древнего иврита - шалаш.
Есть еще другое толкование слова сукка с одной буквой "к", что означает собаку женского пола. Я уже рассказывал как отличить венгерского короля Белу от женщины по имени Белла, и как отличить марину, которая стоянка для яхт от женщины по имени Марина.
С суккой то же самое - сразу надо спросить сколько букв "к" в слове. Если букв две, то это шалаш, есть буква одна - то это собака.
Но тут есть сложность - собака может быть мужского пола. Но это не должно вызвать никаких затруднений, в названии собаки мужского пола тоже всего одна буква "к".
Определить кто перед вами - собака или собак тоже не представляет большого труда, надо только заставить ее или его побежать. Например, вытащить из кармана кусок колбасы.
Наверняка любой человек, выходя из дома держит в кармане небольшой кусок колбасы. Если колбасы в кармане нет, ее надо туда положить. Увидев собаку необходимо вытащить колбасу и приветливо предложить ее собаке.
Если собака побежала - то это сукка с одной буквой "к", то есть собака женского рода.
Если собака побежал, то это собака мужского пола, то есть кобель.
Кобель очень легко путается с кабелем, но как легко отличить кобеля от кабеля я расскажу в другой раз.
Немного повторим: побежал - собака-он; побежала - собака-она.
Не перепутайте.
Возвращаемся к празднику Суккот, или к празднику шалашей.
В эти дни заповедано жить в шалашах. Надо сказать что жить в шалашах не очень комфортно. Например, некто Ульянов Владимир Ильич, более известный по никнейму Ленин, как-то путешествовал в пломбированном вагоне в обществе членов БУНДа.
БУНД, или Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России в те непростые времена боролся за всемирное счастье еврейских рабочих в Литве, Польше, России и далее во всем мире, и очень любил дедушку Ленина, хотя тогда Ленин был совсем не стар, полон сил, и не имел не только внуков, но и детей. От избытка любви члены БУНДа рассказали Ленину про праздник Суккот, и Ленин проникся. Через короткое время после прибытия в Петроград он решил пожить вместе с неким Зиновьевым в шалаше на искусственном озере под названием Разлив.
Зиновьев - это тоже никнейм, на самом деле его фамилия была Радомысльский, и он родился в еврейской семье и знал все народные и религиозные праздники. Ленин думал что в шалаше надо жить летом, потому что рассказчиков из БУНДа он слушал невнимательно; а Зиновьев знал, что в шалаше надо жить осенью. На этой почве они все время спорили, потом Ленин не выдержал и уехал в Хельсинки, который тогда назывался Гельсингфорс, немного пожить в гостинице и отдохнуть от Зиновьева.
При чем тут Ленин, не понимаю. Мы же говорим о Суккоте.
Так вот, в Суккот заповедано жить в шалашах. Есть в шалашах, пить в шалашах, спать в шалашах. В условиях Израиля это даже приятно, уже не так жарко, но еще не холодно. А если правоверный еврей случайно в это время попал в какую-нибудь Дудинку, где снег не тает никогда. Или, еще хуже, живет в какой-нибудь Ушуайе, обдуваемой холодными ветрами Антарктики. Жить в шалаше в тех местах опасно для здоровья.
Для таких случаев мудрые раввины придумали интересное правило - спать можно дома в тепле (в яранге, иглу, чуме, вигваме), но есть обязательно надо в сукке.
Вот такое замечательное правило, и сукка построена, и заповеди соблюдены. И никто не обморозился.
Теперь немного истории. Совсем чуть-чуть.
Первые письменные упоминания о Суккоте относятся примерно к VII веку до нашей эры. Вероятнее всего праздник отмечался и ранее; и вероятнее всего это был праздник осеннего урожая, который позднее принял сакральные черты.
Праздники весеннего, или первого урожая - это Лаг ба-Омер и Шавуот, отмечаемые в начале лета; праздники второго или осеннего урожая - Рош а-Шана и Суккот.
Есть еще праздник Песах, отмечаемый весной.
Скотоводческие и кочевые народы обычно отмечают основные праздники весной; земледельческие народы отмечают основные праздники осенью.
Хитрые евреи отмечают все праздники с одинаковым размахом.
Ладно, начинаем двигаться по улице с зонтиками.
Обычный магазин, но красиво раскрашен.
Кажется, это называется мурал.
Из справочника искусствоведа: Даже если слово «мурал» вам незнакомо, вы наверняка его видели. Так называется большой рисунок на фасаде многоэтажного здания. От граффити его отличает масштабность, продуманная композиция и сюжет. Мурал редко возникает случайно.
Да, слово "мурал" уже давно мелькает, и нарисовано совсем не случайно, а на двери магазина.
Магазины все закрыты по случаю праздника, поэтому рисунками можно насладиться не отвлекаясь на надоедливых снующих покупателей.
Кикар а-Музика, или Площадь Музыки, находится справа.
Почему музыка - никто не знает, зато на площади стоит потрясающей красоты скульптура.
Потрясающей - потому что при созерцании сего творения все трясутся. Кто от восторга, кто от ужаса.
Не каждый день удается лицезреть такую красоту невероятной силы.
Сама площадь где-то там, в глубине домов и строений.
Все равно все закрыто, мы туда не пошли.
Дальше была Мамилла.
Совсем немного истории, потому что про историю я еще не писал.
Мамилла, или бассейн в переводе с турецкого языка.
В I веке до нашей эры на этом месте Иродом Великим был построен бассейн. Из бассейна поступала вода в Пруд Иезекии и в Пруд Змей (Пруд Змей сейчас называется Бассейном Султана или Биркет-ас-Султан, Пруд Иезекии не сохранился).
В византийский период на этом месте было построено несколько церквей. Были разрушены во время персидского нашествия в 614 году.
Далее большая часть территории использовалась как кладбище, сначала крестоносцами, затем мамлюками.
В Османский период территория была заброшена; несколько церквей были построены французами в конце XIX - начале XX века.
Развитие началось только во времена Британского мандата, была построена дорога и укреплены городские стены, окружавшие Мамиллу.
В 1948 году Иордания оккупировала часть Иерусалима; граница проходила по середине улицы.
Восстановление началось только после Шестидневной войны.
Восстановление затянулось на долгие годы. Восстанавливалась не только улица, а весь район. Генеральным архитектором всего проекта был Моше Сафди, израильско-канадский архитектор, в активе которого как самое уродливое здание в мире в Монреале, так и самая необычная гостиница в Сингапуре.
Сейчас это роскошный и дорогой район, с дорогими магазинами и выставками скульптур под открытым небом.
Дальше идут скульптуры.
Скульптуры можно купить, около каждой висит табличка с именем автора, названием композиции и цифрами. Цифры - это номера телефонов, а не цена, хотя цена от очень похожа на номера телефонов, примерно такой порядок, если считать в какой-нибудь иноземной валюте.
Женские скульптуры.
Мужик с собакой.
Ребенок с котиком.
Белая фигура на белом осле. Или на белой ослице.
Аллюзия на приход Мессии, он тоже должен быть в белом; полосы символизируют талит - молельное покрывало.
Двое в лодке.
Опять женщины.
Это не женщины, это слон.
Оригами или японский бумажный журавлик.
Цена - очень дорого.
Раздел фауны.
Немного лошадей, птиц и прочего.
Я забыл кто это такой и что означает.
Старею...
Что-то глубокомысленное, золотое.
Это понятно, это Бен Гурион, первый премьер-министр Израиля.
Опять женщины, много женщин, хороших и разных.
Девочка с медвежонком.
Еще немного разных миниатюрных статуй.
Баскетболисты наверное.
Можно купить себе домой, поставить у стены. Будет красиво.
Дальше был Старый город.
Давно тут не были. Случайно набрели на уютный дворик.
Просто уютный дворик. И ничего больше.
Обязательные мечеть Аль-Акса и мечеть Купола Скалы или Масджид Куббат ас-Сахра.
Стена Плача. Или просто Западная Стена.
Последний день Суккота, подготовка перед заключительной молитвой.
Наши ребята.
По внешнему виду хасида можно определить к какому он относится двору.
У каждого двора свой стиль меховых шапок, свой особый покрой лапсердака, свой способ заправлять брюки в носки.
Шапка должна быть сделана из шкуры животного. Очень ценятся шапки из медведя. Стоимость одного такого головного убора - от 2000 до 5000 долларов США.
Вообще это писк моды XVII и XVIII веков, подражание стилю шляхты времен Речи Посполитой. В костюме не хватает только галош.
С асфальтом в те времена была напряженка, брусчатка тоже была в крупных городах, причем только на центральных улицах. Чтобы брюки не перемазались в грязи их заправляли в носки (точнее в чулки, носки изобрели только в XIX-XX веках), а сверху одевали галоши.
Шляхтич, входя в дом снимал галоши и освобождал штанины.
Сейчас в галошах и в заправленных в носки штанинах смысла нет. Но ведь "деды заправляли", поэтому внукам тоже заправлять штанины в носки обязательно. Единственная проблема - галош сейчас нигде не найти.
Опять идем дальше. Нашей тайной целью было посещение Меа Шеарим, где я хотел незаметно пофографировать. А то пост вроде как посвящен Суккоту, но еще ни одной сукки так и не появилось.
Меа Шеарим - это такой район в Иерусалиме, где живут особо ревностно хранящие традиции евреи. Есть ультраортодоксы, но в Меа Шеарим живут ультра-ультраортодоксы. Причем очень принципиальные, настолько, что среди них нет граждан Израиля.
Согласно канонам ультраортодоксального иудаизма, если евреи потеряли свое государство в I веке до нашей эры, и Храм в I веке уже нашей эры, то это знак свыше. Третий Храм в конце времен сам спустится с небес; и одновременно все евреи соберутся вместе. А разные потуги вроде построения современного светского или не светского государства - пустая беготня и общее томление духа, ни к чему хорошему они не приведут. И вообще, настоящие евреи должны только изучать Тору и не тратить свое время на разные пустяки. А кто так не делает - тот не настоящий еврей, который хуже гоя.
Температура воздуха была в районе +27 градусов, но дул очень холодный пронизывающий ветер. Сложно жить в Иерусалиме, вроде как жарко, и одновременно вроде как и холодно.
В Меа Шеарим было как всегда - грязно, пусто и неуютно. Людей с большими камерами они не любят и в обычные дни, а в праздники - тем более. И к тому же фотографировать было нечего, особой красотой или архитектурными изысками этот район никогда не отличался.
И мы пошли обратно.
Небольшая гостиница на углу. Сейчас пустует, и неизвестно когда начнет работать.
Рядом с гостиницей какие-то летающие тарелки на проводах.
Далее была улицы Шломцион.
Шломцион, более правильно - Шломцион а-Малька, или царица Александра-Саломея. Исторический персонаж, единственная женщина - правительница Иудеи, и одновременно последний правитель Иудеи.
Про нее я расскажу в другой раз, а пока улица ее имени.
Разноцветный куб вдали - сукка.
Единственная сукка на весь пост про Суккот.
Дальше опять был мурал.
И на этом временно прервемся.
Продолжение обязательно когда-нибудь последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий