четверг, 17 декабря 2020 г.

Тель Азека

 В очередной выходной день, как раз перед дождливой неделей мы решили съездить в парк Британия.

По не вполне понятной причине некоторые национальные парки названы именами англоязычных стран.
Есть парк Канада, есть парк USA, есть парк Британия.
Есть и другие парки, но они называются по другому.

Парк Канада знаменит тем ... впрочем, он ничем особо не знаменит.
В парке USA есть сталактитовая пещера.
А в парке Британия находятся развалины древнего города Азека. Вот именно туда мы и отправились.



Азека был основан примерно то ли в XXIV, то ли в XXII веке до нашей эры. Какой народ построил этот город мы не знаем, и наверное уже никогда не узнаем.
Скорее всего, там жили некие доханаанские народы, погибшие во время Катастрофы бронзового века.
Само название Азека не еврейское, и не филистимлянскоеи и не финикийское. Возможно, это искаженное слово "белый" на древнеегипетском.
Первое письменное упоминание об Азеке относится к Библии; Азека упоминается среди других городов, захваченных евреями под предводительством мифического Иисуса Навина, которого на самом деле звали Иешуа Бен Нун, хоть он навряд он когда-либо существовал.

Город находился в очень удобном месте, на перекрестке древних дорог, и явно был очень богатым.
Богатство тех лет зарабатывалось довольно немудренным способом - мимо города все время шли караваны, а с караванов можно было брать дань за спокойный проход по дороге. Своеобразная "крыша" тех давних времен. Кто не хотел платить дань - тех, не мудрствуя лукаво просто грабили, что также добавляло славы жителям города в те неспокойные времена.

В VIII веке до нашей эры город был уничтожен войсками ассирийского царя Синаххериба, которого на самом деле звали Син-аххе-эриба.
Войска Синаххериба разрушили почти все города Иудеи, и подступили к Иерусалиму. Но тут внезапно началась эпидемия то ли дизентерии, то ли брюшного тифа, то ли холеры; и ассирийцы ушли не взяв Иерусалим, и оставив несколько сотен тел воинов, умерших от этого заболевания.
К этому периоду относятся остраконы Лахиша, еще одного древнего города юга Иудеи.

Остраконы - глиняные черепки, предназначенные для письма.
В качестве материала для письма в древности использовались папирус, пергамент и глина.
Папирус - очень хрупкий материал. К тому же в Иудею его импортировали из Египта; в условиях сухого иудейского климата папирус очень быстро становился негодным для использования.
Пергамент - материал очень дорогой, по тем временам - баснословно дорогой. Изготовление длительное и нетехнологичное.
И на пергаменте и на папирусе надо было писать чернилами, а чернила надо было тоже произвести, что во времена античности было опять же не самой простой задачей. И эти материалах можно было использовать только один раз, помарки или исправления не допускались.
Остраконы - небольшие таблички, делались из обожженной глины. С одной стороны табличку покрывали темным слоем лака, сделанного из смеси сажи, древесной смолы и оливкового масла. Писали, используя заостренные каменные или деревянные палочки - стилусы, стилусом процарапывался слой лака, так можно было не только писать буквы, но и даже рисовать.
Остракон можно использовать многократно, слой лака счищался пористым камнем, например пемзой, затем заново покрывался новым слоем лака.
Такая своеобразная записная книжка античного мира.

Но возвращаемся ко временам Синаххериба.
При раскопках Лахиша было найдено 22 остракона, все они расшифрованы, и все относятся к нашествию ассирийцев.
Текст одного из них гласит (после обязательных приветствий в соответствии с этикетом того времени) - "огни Азеки больше не видны".

Да даст услышать Бог господину моему в это время вести мира! Всё, что повелел господин мой, сделал раб твой. Написал на двери, всё, что повелел мой господин мне, и всё, что повелел господин мой о доме Арпада, там никого не было.
Самхияhу взял Шмаяhу и привёл его в Город, а раб твой даже не послал туда сигнальные огни.

Проверил патрули и узнал, как наблюдали за сигнальными постами Лахиша, которые даёт господин мой, но не видны огни Азеки.


Город был отстроен, но ненадолго.
В начале VI века до нашей эры Иудеи пришел завоевывать Навуходоносор II, которого на самом деле звали Набу-кудурри-уцур.
Навуходоносор разрушает все, что может разрушить, в том числе захватывает Иерусалим и разрушает Первый Храм.
Азека опять восстанавливается.
И так много раз.
Город попеременно захватывался персами, эллинами, римлянами, византийцами. Но тем не менее существовал, и был окончательно разрушен и покинут жителями во время арабского нашествия в VII веке нашей эры.
На Мадабской карте Азека называется Тель Захария, по имени новозаветного пророка. Христиане считали, что Захария родился и жил именно в этом месте, а византийцы на холме построили большую церковь Святого Захария.

В современное время Азеку впервые описал французский путешественник, историк и исследователь Виктор Герин (Victor Guérin) в 1860 году. Он же правильно идентифицировал город как древнюю Азеку.
В 1898 году англичане Фредерик Блис и Роберт Макалистер начали раскопки в Азеке. Ло этого они уже производили раскопки в древних Мареше (странно, я там был несколько раз, почему-то не написал ни одного слова об этом интересном месте) и в Гезере. И лучше бы они этого не делали.
Дело в том, что в те годы все (или почти все археологи) были под впечатлением раскопок Шлимана. Никто не верил, что Троя существует - а Шлиман взял и раскопал клад Приама, а также обнаружил микенскую культуру.
Все бы хорошо, но Шлиман очень торопился. Поэтому снимал не слой за слоем, а шел напролом, прямо к цели - к самому первому слою, попутно уничтожая все, что находилось выше.
Блис и Макалистер использовали ту же самую тактику, поэтому современные археологи очень не любят проводить раскопки в тех местах, где так неудачно покопались эти варвары.
К счастью для Азеки они покопались совсем немного, прокопали только два небольших шурфа и отбыли восвояси. То есть ущерб нанесли, но не катастрофический.

Основные работы по раскопкам начались совсем недавно, в XXI веке, а в 2012 году холм, где когда-то располагалась древняя Азека был открыт для посетителей.

Так, пришло время для фотографий.

Парк Британия. Рядом с холмом, где в древности была Азека.



Две елочки.
А может это любовь?



Холм. Тут в древности был город.
Высота - 400 метров.





Метеорологи с утра обещали беоблачное небо.
И как теперь им верить?







Деревья разные на вершине холма.





Восстановленный фундамент здания, примерно VII век до нашей эры.
Скорее всего тут было керамическое производство.



Тут же памятный круг - символическое место борьбы Давида с Голиафом.
Согласно легенде, юный и почти непорочный Давид по приказу такого же мифического царя Саула, которого на самом деле звали Шаулем вышел побороться с великаном Голиафом. Голиаф был то ли великаном, то ли сыном великана, то ли вообще представителем царства мертвых.
Вел он себя нехорошо и вызывающе, и вообще был груб и неотесан. За что и поплатился.
Голиаф надеялся на грубую силу; а Давид применил интеллект.
Короче говоря - наши победили.

По легенде поле битвы находилось рядом с ручьем а-Эла. Ручей протекает на том же месте и сегодня, но там сейчас поля и сельское хозяйство, а для мифа вершина холма - самое подходящее место.



Вот тут поля, и на горизонте город Бейт Шемеш, новые кварталы.







Тучи. А где же солнечный день и голубое небо?



И тут внезапно пролетел самолет и рядом с ним небольшая стая птиц.
Мог бы получиться шедевр, но пока я доставал фотоаппарат...
Вкратце - шедевр будут потом, когда-нибудь.
А на фото то, что успел захватить.



Самолет пролетел, и небо тут же очистилось.
Вот они такие, метеорологи, иногда предсказывают погоду правильно.





Цветок, который я не смог идентифицировать.
Назовем его израильским подснежником.



С одной стороны неба светло, с другой - тучи.
Нет стабильности в мире.



Золотая осень в Израиле.



Тель Азека издалека.




Продолжение очень скоро обязательно последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий