Расстояние от Ченная до Махабалипурама, который по существу является пригородом Ченная примерно 60 километров. Мы ехали немногим больше часа, основное время - пробки в Ченнае.
Абсолютным мировым рекордсменом по пробкам, вне всякого сомнения, является Мумбаи, который бывший Бомбей. Там можно простоять в пробке несколько часов, вообще не двигаясь с места. В Ченнае ситуация чуть получше, но всегда надо помнить что Индия - это Индия. Вообще, как сказал один мой знакомый - достаточно побывать в одном индийском городе, чтобы увидеть все индийские города сразу.
И так мы приехали к историческим местам. А точнее, к месту Панча Ратха, которое переводится как Пять Колесниц, или пять храмов в честь братьев Пандавов.
Вход в историческое место платный, причем плата очень дифференцирована. Местные люди платят за комбинированный билет, дающий право на вход во все места Махабалипурама 40 рупий, или немногим больше половины доллара, а разные ходячие кошельки вроде богатых белых иностранцев должны отстегнуть в кассу по 600 рупий, что эквивалентно примерно 9 долларам.
За местных нас никак не хотели принимать, пришлось платить по полной программе, и к тому же брать себе гида. Потому что ходячий белый кошелек обязан платить, платить и платить, независимо от того нужен ему гид или нет.
Гид скромно попросил за свою работу 3 тысячи рупий. В итоге сошлись на одной тысяче за 2 часа его работы.
Температура была летняя, субэкваториальная. То есть +42 градуса, влажность тоже напоминала о близости к экватору. Небо было затянуто белесой дымкой. Высокая влажность и прозрачная атмосфера никак не совместимы, поэтому фотографии такие - без яркого синего неба.
На фото: Прибрежный храм, а совсем даже не Панча Ратха.
Почти все храмы в этом районе были разрушены цунами в декабре 2004 года. То, что сейчас демонстрируют туристам - полнейший новодел, или как пишет администрация исторического парка: "все храмы восстановлены по тщательным зарисовкам оригинальных памятников".
Приступаем к истории.
Махабалипурам - составное слово, маха-бали-пурам. Маха означает "большой" или "главный" или "великий"; бали - "правитель"; пурам - "поселение" или "деревня" или "город". То есть Город Великого Правителя.
Второе название - Мамаллапурам тоже составное, Мамалла-пурам. Мамалла - прозвище или имя собственное правителя государства Паллавов, пурам - уже упоминавшиеся деревня или город. Считается что именем Мамалла называли самого известного правителя Паллавов царя Нарасимхавармана, жившего в VII веке нашей эры.
И комплекс под названием Панча Ратха. Когда-то это место называлось Сапта Мандир, или Семь Храмов. Два храма были разрушены, примерно в XIII веке, точную дату и причину разрушения никто не знает. А оставшиеся 5 храмов решили посвятить братьям Пандавам, героям эпоса Махабхарата, называемого еще "Великим сказанием о потомках Бхараты, царя Бхаратаварши, потомка древнего царя Куру".
Кто такие Пандавы: (вся информация беззастенчиво скопирована из вступления к описанию Махабхараты) - Пандавы или потомки Панду, пять воинов-братьев, сыновей царя Панду, правившего в Хастинапуре, и его двух жен Кунти и Мадри: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, близнецы Накула и Сахадева.
Так как на Панду лежало проклятие брахмана, грозившее ему смертью, если он вступит в половую связь со своими женами, Пандавы ради продолжения царского рода были зачаты царицами от богов. Мудрец Дурваса даровал Кунти возможность призывать любого из богов для обретения потомства. Так Кунти родила троих старших Пандавов: отцом Юдхиштхиры называют бога закона и справедливости Дхарму, отцом Бхимы - бога ветра Ваю. Арджуна был сыном Индры. Впоследствии Кунти по просьбе Панду передала этот дар младшей жене - Мадри. Рожденные Мадри близнецы Накула и Сахадева - сыновья божеств-близнецов Ашвинов.
После смерти Панду царем державы Кауравов стал его старший брат Дхритараштра, ранее отстраненный от наследования из-за слепоты. Сто сыновей царя Дхритараштры с детства соперничали с Пандавами в борьбе за престол: сначала Бхиму пытались утопить, отравить, а затем всех пятерых братьев вместе с Кунти пытались сжечь в смоляном доме. Скитавшиеся инкогнито Пандавы обрели общую жену царевну панчалов Драупади и получили от Дхритараштры половину царства, где благополучно правили много лет, покорив окрестные страны. Юдхиштхира справил обряд раджасуя и стал царем царей - властителем огромной империи.
Власть и богатство Пандавов не давали покоя старшему из братьев-Кауравов злокозненному Дурьодхане. Тогда дядя Дурьодханы, прожженный игрок Шакуни предложил вызвать Юдхиштхиру на игру в кости и выиграть его царство. Так из-за зависти Кауравов царь Пандавов Юдхиштхира был вызван на игру в кости, и в ходе жульнической игры Пандавы снова лишились своего достояния и ушли в тринадцатилетнее изгнание. Когда срок изгнания истек, Дурьодхана при поддержке Карны отказался вернуть Пандавам их долю царства, и распря завершилась кровопролитной восемнадцатидневной битвой. На стороне Пандавов сражался сам Кришна в качестве колесничего у среднего из братьев - Арджуны, но ради победы благородным Пандавам не раз пришлось прибегать к нарушениям правил сражения, подлостям и обману. Так они одолели в битве непобедимых витязей, сражавшихся на стороне Кауравов: общего деда Пандавов и Кауравов Бхишму, общего наставника Дрону, могучего Карну и самого принца Дурьодхану. В битве Дхритараштра потерял всех своих сыновей.
После победы Юдхиштхира правил царством тридцать шесть лет, ни на день не переставая скорбеть о гибели родичей и друзей. Оставив престол внуку Арджуны Парикшиту, Пандавы с женой удалились в паломничество, на пути в горы умерли и вознеслись на небо.
Примерно так выглядит Панча Ратха.
Несмотря на жару довольно много местных туристов. Туристов-иностранцев мы почти не видели, была какая-то светлокожая молодая пара явно из какой-то европейской страны, и мы, почти случайно оказавшиеся в этих местах.
Лето - не самое лучше время для туристических поездок по Индии.
Туристы, храмы.
Справа - изображение (мурти) бога Шивы.
Здесь он изображен в необычном виде - половина тела мужская, принадлежит самому Шиве, и вторая половина - женская, принадлежит его супруге Парвати.
И опять туристы и храмы.
Сцены из жизни богов. Или из жизни Пандавов, без гида тут сложно разобраться.
Каменный буйвол.
Место для поклонения богам.
Очередь на фотографирование.
Каменный слон в натуральную величину, весь облепленный туристами.
Поехали дальше.
Дальше был Прибрежный храм.
Прибрежный - потому что на берегу океана.
Индийцы в своей основной массе не умеют плавать и даже боятся воды: в море они заходят лишь по колено для того, чтобы совершить омовение. Страх воды в Индии берет свое начало в религии, согласно которой вода - священна, ее воды очищают от греха и исцеляют, но в ней могут жить и боги, и демоны.
Кроме этого, вдоль берега проходят сильные холодные течения, то есть даже опытным пловцам заходить в воду не рекомендуется. И еще одна причина - санитарная: в Индии почти не существует системы очистки сточных вод. Поэтому совсем ненулевая вероятность подцепить какую-нибудь неприятную гадость или что-то вроде этого.
Прибрежный поселок.
Люди на берегу океана.
Уличные торговцы за забором исторического места.
Потребители продукции уличных торговцев.
Бассейн для омовения перед входом в храм.
Священные коровы.
Храм, вид сбоку.
Дальше был обязательный магазин сувениров, в который нас затащил неутомимый гид.
Магазин как магазин - завышенные цены, стандартные наборы.
Перед магазином - часть товаров, которые можно купить на память. Две фигуры слева я не смог идентифицировать, третья фигура слева - Ганеша, и самая крайняя слева - Шива.
Ганеша, бог мудрости и благополучия. Сын Шивы и его супруги Парвати. Изображается веселым толстым человеком с головой слона и одним отломанным клыком.
По случаю рождения сына Шива и Парвати пригласили много гостей. Среди них был Шани-дев (персонификация планеты Сатурн, очень важного аспекта в джйотише - ведической астрологии), великий аскет, давший обет никогда не прикасаться к женщинам. За это он был проклят своей супругой; согласно ее проклятию его взгляд испепелял любого. Шани-деву было предложено взглянуть на младенца; тот благочестиво отказался. Тогда его попросил посмотреть сам Шива. И как только взгляд упал на голову новорожденного - она моментально превратилась в пепел. Чтобы богиня Парвати в гневе не разрушила весь мир Брахма посоветовал Шиве пришить младенцу голову первого же существа, которое ему встретится. Этим существом оказался слон Индры - Айравата.
Говорится что Айравата потом отрастил себе новую голову, так что все закончилось хорошо.
У Ганеши три супруги - Буддхи (разум), Сиддхи (успех) и Риддхи (процветание).
Вахана (или ездовое животное, индийские боги не передвигаются сами, у них обязательно должно быть средство перемещения) - мышь. Согласно Пуранам Ганеша боролся с великаном Гаджамукхой сам отломил свой бивень и бросил его в противника. Бивень обладал магической силой и Гаджамукха превратился в мышь, став затем ездовым животным Ганеши.
По другой версии записывая Махабхарату под диктовку мудреца Вьясы Ганеша сломал перо и не желая упустить ни слова отломил бивень и стал писать им.
Дальше был Холм Говардхан. Хотя исторический Говардхан находится недалеко от Вриндавана, это рядом с современным Дели, в Раджастане, ничто не мешает считать что Говардхан также находится и в стране тамилов.
История Кришны и Говардхана описывается в Бхагавата-пуране. Индра разозлился на маленького Кришну из-за того, что тот уговорил местных жителей приносить жертвы и поклоняться холму Говардхану вместо него. Индра призвал облака и устроил непрерывный ливень над всем регионом Вриндавана, который продолжался семь дней и ночей. Чтобы защитить людей и животных, Кришна поднял огромный холм Говардхану на мизинце левой руки, и все обитатели Вриндавана смогли укрыться под ним от дождя как под большим зонтом. В конце концов Индра признал своё поражение и, вознеся молитвы Кришне, удалился в свою небесную обитель - планету Индралоку. После этого холм Говардхан прославился во всех трех мирах.
Кришна (в центре) держит холм Говардхан своей рукой.
Местные жители занимаются своими повседневными делами.
Панорамный снимок холма.
Немного нарушены пропорции.
Снисхождение Ганги с небес на землю.
По центру - царь змей Ананташеша и его супруга.
Слон Айравата, личный слон Индры.
Уличные торговцы.
Надо отметить чистоту этого места. Вообще в Индии есть определенная закономерность: чем южнее - тем чище и тем богаче.
Бихар, один из северных индийских штатов, уровень его жизни примерно соответствует Афганистану. И Керала, самый южный штат, с уровнем жизни, немного превышающий уровень жизни в такой европейской стране как Латвия.
Какие-то новостройки.
И дальше был Krishna's Butter Ball (не знаю как это перевести на русский - масляный шар Кришны?).
Согласно Бхагават Гиты младенец Кришна воровал масло у своей мамы и отдавал его своим друзьям - телятам. Со временем излишки масла превратились в такой большой масляный шар.
Наш гид внезапно стал чрезвычайно словоохотливым. Мы узнали что в древности масляный шар пытались сдвинуть при помощи 2000 слонов, но шар не поддался. Уже в современности шар повторно пытались сдвинуть, уже при помощи 2000 бульдозеров. И вновь полное фиаско. Что только доказывает его божественное происхождение.
В реальности в VII веке нашей эры уже упоминавшийся царь Нарасимхаварман попробовал передвинуть шар, но безуспешно. В новое время последняя попытка была предпринята в 1908 году англичанами, было использовано 7 слонов, но начинание опять постигла неудача. С тех пор шар так и стоит на месте.
Данные шара: высота примерно 5 метров, ширина примерно 6 метров, вес около 250 тонн.
Храм Тримурти.
Тримурти или 3 главных божества индийского пантеона - Вишну, Брахма и Шива.
Вишну - хранитель Вселенной. Никогда не рожденный, никогда не умирающий, своей энергией поддерживает в равновесии миры.
Брахма - бог-демиург, создатель Вселенной. Смертный бог, живет 100 божественных лет; один божественный год примерно соответствует 250 миллионам земных лет.
Шива - разрушитель Вселенной. Когда Брахма умирает, Шива начинает свой танец, разрушающий все миры, чтобы потом заново построить новую Вселенную, в которой вновь рождается новый Брахма.
Для справки - нашему Брахме сейчас 52 божественных года. Так что еще есть немного времени до разрушительного танца Шивы.
Храм Варахи.
Вараха-дев - третья аватара Вишну в виде дикого вепря. Чтобы спасти Землю, которую асура Хираньякша погрузил в океан, Вишну воплотился в земном мире как вепрь, убил демона в поединке, длившемся тысячу лет, и поднял Землю на своем клыке.
Причудливые скалы.
Там были еще разные интересные объекты.
Но я был не один, а в небольшой группе. И группа весьма неободрительно отнеслась к предложению пройти еще немного, примерно километра 3 для полного знакомства с разными местами. Кто-то стал ссылаться на высокую температуру, кто-то на высокую влажность. И я остался в меньшинстве.
Пришлось погрузиться в машину под живительные струи холодного кондиционера и возвращаться в гостиницу.
Масляный шар Кришны напоследок.
Я опять готовлюсь к поездке в одну небольшую, но очень гордую и уже не совсем экзотическую для меня страну. Так что до конца этого месяца или даже до начала месяца следующего меня тут не будет. Но вы не скучайте.
Продолжение обязательно очень скоро последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий