воскресенье, 11 июня 2023 г.

Ченнай, бывший Мадрас

Командировочная судьба в очередной раз занесла меня в эту жаркую, большую и почти экзотическую страну, на сей раз в Ченнай.
Я в свое время относительно часто ездил в Индию, та же самая командировочная судьба меня заносила то в Мумбаи, который бывший Бомбей, то в Хайдарабад, то в Кочи, то в Вишакхапатнам (или как он называется короче - Вайзаг), то куда-то в район Южного Гоа (Гоа - самое скучное место в Индии, совсем не рекомендую, хотя экзотика, никуда от этого не деться). А в от в Ченнае в частности и вообще в штате Тамил Наду в общем я еще никогда не был.
Как еще никогда не был в Индии летом, все время везло - командировки были в то время, когда в Северном полушарии нашей планеты зима. Хорошо в начале января, когда в Тель-Авиве температура днем редко поднимается выше +15 градусов попасть в лето, где +30 градусов считаются прохладной зимней нормой.

Прямых рейсов из Израиля в Ченнай нет, полет был через Дубай. Это отдельная история как мы плутали по Терминалу номер 3 аэропорта Дубая, я ее как-нибудь расскажу, когда соберусь с духом. А так мы прибыли в Ченнай примерно в 3 часа ночи. Температура ночью была всего +33 градуса, влажность немногим более 80%. Для местных такая температура считается прохладной, нас встречали люди в куртках и в шарфах.
И такая температура была на всем протяжении нашего пребывания, днем поднималась в среднем до +42, при той же влажности.
Короче говоря, никому не советую ездить в Индию летом. Уж на что я люблю тепло, но и для меня субэкваториальный климат был чересчур.

На фото - храмовый комплекс в городке Махабалипурам, что рядом с Ченнаем.


В последний раз в Индии я был в 2017 году. И немного забыл что означает собой индийская бюрократия.
Израильтяне очень любят ругать израильскую бюрократию. И то долго, и это как-то не так, да и вообще. То пакид бестолковый, то система зависла, то законы внезапно поменялись, еще несколько лет назад. И так далее.
Так вот, по собственному опыту - израильская бюрократия по сравнению с индийской бюрократией... Нет, их даже сравнивать как-то неудобно, нельзя ведь сравнивать мягкое с квадратным. Можно только сказать, даже лучше так - констатировать что индийская бюрократия - самая бюрократическая бюрократия из всех мировых бюрократий, вместе взятых.
В Индии живет очень много людей, по населению Индия даже обогнала Китай. Людей много, работы на всех не хватает. И индийское правительство избрало экстенсивный путь развития.
Интенсивный путь - это когда один станок / агрегат / оборудование / машина заменяет труд нескольких десятков, а то и сотен человек.
Экстенсивный - это когда на одну простую операцию будет привлечено как можно большее количество людей, а всякие машины и механизмы будут использоваться по минимуму, и то, если без них уже никак не получается. Поэтому вместо одного автопогрузчика с одним водителем-оператором будет бригада количеством в пару сотен человек, которая будет выполнять ту же работу что и один автопогрузчик, только скорость и качество работы этой большой бригады будут хуже.

Допустим, где-то существует мост, и проезд по этому мосту платный. То есть за проезд надо брать деньги. Казалось бы - поставить автомат, который будет брать плату и открывать шлагбаум. Или, в самом крайнем случае, посадить пару человек-кассиров на въезде или на выезде, и проблема решена.
Но индийцы никогда не искали легких путей. Поэтому на въезде на мост будет стоять будка, в которой будет 4 человека. Один человек принимает деньги, другой человек выдает квитанцию, третий человек открывает шлагбаум, четвертый осуществляет общее руководство. На выезде с моста опять будет будка, и в ней тоже будет 4 человека. Один человек проверяет правильность квитанции, второй открывает шлагбаум, а два остальных осуществляют общее руководство.
Движение по мосту двустороннее. То есть в одну сторону задействованы две будки и 8 человек, и в другую сторону тоже задействованы 2 будки и тоже 8 человек.
Движение по мосту круглосуточное, то есть все эти бригады работаю посменно, в итоге один мост обслуживают полсотни человек. У такого коллектива должен быть начальник, у начальника должен быть секретарь, помощник, заместитель, пресс-секретарь и водитель, ибо негоже такому важному руководителю ездить самому за рулем.
Вот так только с помощью одного моста можно без особых проблем трудоустроить более 50 человек. И такой мост не один, их много.
А вы говорите - механизмы, автоматы.

В аэропорту ситуация примерно точно такая же. В смысле большого количества людей, которые занимаются проверкой проверяющих.
Для начала надо отстоять очередь на паспортный контроль. Клерк, он же офицер пограничной службы очень долго заполняет разные формы на каждого въезжающего в страну, причем все это делается вручную. После этого он долго и дотошно проверяет заполненное. Потом сверяет данные с компьютером. Потом фотографирует вновь прибывшего. Если данные совпали - то ставит печать в паспорт, потом опять проверяет и ставит другую печать в тот же паспорт. (В скобках замечу, это в том случае если все совпало. Если что-то не срослось - процесс заполнения форм и их дотошная проверка повторяются с той же неспешностью).
Далее, после клерка, который офицер-пограничник еще одна проверка. Специальный человек проверяет наличие или отсутствие визы (это уже после того, как то же самое проверил офицер, который клерк). И дальше еще одна проверка - еще один специальный человек проверяет стоит ли в паспорте штамп о въезде в Индию.
Это только на въезде, при выезде ситуация гораздо более мудреная. Паспорт, билеты на рейс, штампы, даты и прочее у нас проверили 8 разных человек, причем трое последних проверяющих стояли примерно в метре друг от друга.
Зато все при деле. Говорят, они все получают достойную по меркам Индии зарплату.

Ладно, переходим к Ченнаю. Немного истории, раз уж такое дело, хотя с историей у Ченная не сложилось. По меркам Индии это новый город, внезапно возникший на берегу океана.
В древности рядом с территорией современного Ченная находился Милапур, главный морской порт королевства Паллава. О королевстве поговорим чуть позже.
В XVI веке в эту часть Индии пришли португальцы и основали порт Сан-Томе (или порт святого Фомы, по имени одного из 12 апостолов, более известного как "Фома неверующий"; имя связано с эпизодом Евангелия от Иоанна: апостол Фома не смог поверить в Воскресение Христово до тех пор, пока своими глазами не увидел Христа воскресшим. Считается что Фома проповедовал в этих местах в I веке нашей эры).
Затем португальцы продали порт Нидерландам, которые в свою очередь перепродали место англичанам. Англичане построили новое поселение между двумя уже существующими туземными деревнями - Мадраспатнамом и Ченнапатнамом. Поселение быстро разрослось и получило название Мадрас, по имени более крупной деревни.
В конце прошлого века по Индии прошла волна переименований. Современные индийцы решили избавиться от колониального прошлого, и переименовали Бомбей в Мумбаи, Калькутту в Колкату, и Мадрас - в Ченнай. Хотя и то, и другое название - исконно дравидийские, а если более точно - исконно тамильские.
При этом название столицы New Delhi было решено оставить без изменений.

Чем еще знаменит Ченнай - в конце 60-х годов прошлого века город был центром протестов против внедрения хинди.
Индию населяют большое множество народов, единого индийского языка не существует. Количество официальных языков всех народов Индии - 27. Объединяющим является английский язык.
После получения Индией независимости в 1947 году было решено оставить английский язык как основное средство общения между разными индийскими народами, и в течение 20 лет перейти на один их местных языков. Самым многочисленным был хинди, и правительство не особо задумываясь о последствиях начало насаждать хинди везде где только можно. И в том числе где нельзя.
Хинди - потомок древнего санскрита, родственен языкам бенгали, маратхи и прочим, так или иначе связанным с санскритом. А на юге Индии живут дравидские народы, язык которых даже не принадлежит в индоевропейским семьям - тамилы, телугу, малаялам, каннада и прочие. Даже графическое написание символов отличается - если санскритские языки используют письмо деванагари, то дравидийские языки используют древнее письмо брахми. Местные жители совсем не горели желанием учить новый и совсем незнакомый им язык; дело дошло до того, что несколько южных штатов Индии собрались отделиться и основать новое государство.
Центральное правительство пошло на понятную, и до сих пор английский язык является основным языком для всей Индии.

Возвращаемся к нашей поездке. Мы долго, много и тяжело работали, и внезапно наступил конец недели или по-английски weekend. На хинди это называется सप्ताहांत, а на тамильском - வார இறுதி. Как это произносится - даже не скажу, но наверное это звучит гордо.
И стал (встал, появился, обозначился; если коротко - кто-то на чем-то стоял) вопрос - а что же делать с внезапно появившимся свободным временем?
Было два варианта - сидеть безвылазно в гостинице, выходя из номера на завтрак и ужин, или расширить кругозор, посмотрев на что-нибудь особо интересное. Мы выбрали второе.
Ченнай - крупный город, в самом Ченнае живет около 5 миллионов человек, а в агломерации Большой Ченнай - примерно 12 миллионов человек. И на удивление почти полное отсутствие достопримечательностей.
Конечно, можно посчитать достопримечательностью армянскую церковь, к тому же история армян в этих краях уходит примерно в VII век нашей эры. Но сегодня в почти 12-миллионном городе проживает всего 6 (шесть) этнических армян, а сама церковь находится в довольно плачевном состоянии. Еще из достопримечательностей была мечеть Тысячи Огней, в которую пускали только верующих, и пара индуистских храмов. И форт Сент Джеймс, построенный англичанами, и сегодня используемый в качестве мэрии Ченная.

И хорошо что есть Интернет. Из этого самого вашего Интернета мы узнали что на окраине Ченная расположился небольшой город Махабалипурам, называемый еще Мамаллапурам, и этот город известен своими древними храмами, построенными еще в VII веке нашей эры. В то время это была территория государства Паллавов, столицей государства был город Канчипурам; город существует сегодня, известен как "Город Тысячи Гопур" (гопура - надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов, отличительная черта индийской средневековой архитектуры, особенно характерная для Южной Индии. Служит в качестве входа в храмовый комплекс. Из справочника.)
И еще из того же справочника - При Нарасимхавармане I (VII век) государство Паллавов достигло зенита своего могущества. Из великой гавани в Мамаллапураме отплывали экспедиции для колонизации Юго-Восточной Азии, которые принесли в те далекие края джайнизм, буддизм и индуизм. Было предпринято успешное вторжение на Цейлон.
То есть ехать посмотреть на это чудо было необходимо.
И мы поехали.

Если бы мы были в Европе / Америке (имеется в виду США или Канада, а не условная Венесуэла) / Австралии / Японии / Корее или в любой другой Новой Зеландии, то просто бы заказали машину и не особо напрягаясь двинулись бы по маршруту, попутно заезжая в разные интересные места. Но мы были в Индии, а в Индии на дорогах хаос повышенной бардачности - все едут одновременно в разные стороны, ежесекундно сигналя и почему-то ни разу не сталкиваясь.
Я уже как-то писал, что для того, чтобы водить машину в Индии для начала надо родиться в Индии, вырасти в Индии, отучиться в Индии, познать дзен и нирвану, и только потом садиться за руль.
Но мы все родились в других местах, росли тоже вдалеке от родины Рабиндраната Тагора, а дзен и тем более нирвана для нас являются какими-то непостижимыми местами. Поэтому мы сняли машину, но с местным водителем, привычным к странному броуновскому движению на дорогах. И поехали в город Махабалипурам, одновременно называемый еще Мамаллапурам.


Написано тут много, надо немного прерваться, просто чтобы передохнуть. В продолжении, которое обязательно очень скоро последует будет несколько фотографий этого древнего города с двойным названием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий