По времени все переезды и осмотры заняли всего 12 дней, период с 18 по 30 августа сего года. Это только кажется что мы пробыли там много времени, на самом деле в самой Швейцарии мы были от силы дней 10. Один день ушел на перелеты и переезды, еще один день пробыли в Лихтенштейне и Австрии. Немного проехали по Германии, на пару часов заглянули в Италию и на еще более короткое время - во Францию.
Сейчас буду рассказывать все по порядку, но для начала - небольшой коллаж.
Путешествие по Швейцарии началось с Мюнхена.
Из Тель-Авива в Швейцарию летают несколько авиакомпаний в разные города - в Цюрих, в Базель и в Женеву. А также есть полеты с пересадками.
Мы выбрали Мюнхен по нескольким причинам: относительная низкая цена билетов, более удобное время прилета и вылета, и гораздо более низкие цены на аренду автомобиля.
В Базель и Женеву летают лоукосты. Мало того, что цены на билетах на лоукосты зашкаливали по всем параметрам (low-cost в нормальном переводе - очень дорого), но и эти авиакомпании могли без всяких проблем отменить рейс за пару часов до вылета по расписанию.
У полета в Цюрих было неудобное время что вылета "туда", что вылета "обратно", к тому же стоимость аренды автомобиля в аэропорту Цюриха была почти в 2 с половиной раза выше, чем такая же аренда такого же автомобиля в аэропорту Мюнхена.
А полеты с пересадками через Турцию или через Румынию отпадали, отчасти из-за больших потерь времени, и отчасти от частых отмен или переносов рейсов и потерь багажа.
Так что наше путешествие по Швейцарии началось с Германии.
Общий маршрут был такой: Мюнхен (прилет и аренда автомобиля) - Линдау - Мерсбург - Нойхаузен-ам-Райнфалль (Рейнский водопад) - Базель - Берн - Интерлакен (с посещением Люцерна, долины Лаутербруннен, Бриенца, Шпица и Туна) - Лозанна - Женева - Веве - Монтрё - Сьон - Лугано - Аскона и итальянские городки на берегах Лаго Маджоре - Лихтенштейн - Брегенц - Мюнхен (возврат машины и отлет).
Всего проехали 2575 километров. За время поездки поменяли 7 разных гостиниц.
Все перемещения примерно выглядят так:
Теперь более детально. Немного о гостиницах, где это, как это и зачем это.
И с целью - вдруг кто-нибудь захочет повторить наш маршрут, сразу посоветовать что-то хорошее и отговорить от чего-нибудь не совсем удачного.
Почти все гостиницы не в городах. Причина проста - мы были с машиной, и я искал бесплатную парковку. В городах множество отелей либо не имеют собственную парковку, либо парковка где-то рядом за очень неприличные деньги.
Mövenpick Hotel München-Airport, Ludwigstrasse 43, Hallbergmoos, Germany.
Отель недалеко от аэропорта, 1 ночь, просто переночевать после полета. Приехали поздно вечером, уехали рано утром.
Hotel Bahnhof Jestetten, Bahnhofstrasse 28, Jestetten, Germany.
Небольшой семейный отель, напротив железнодорожной станции. Владельцы - китайская семья, которая одновременно содержит и ресторан азиатской еды, расположенный в том же здании.
Отель неплохой, как раз подходит для остановки в пути на ночь - другую. Расстояние от городка Йештеттен до Рейнского водопада - примерно 5 километров.
Carathotel Basel/Weil am Rhein, Altestrasse 58, Weil am Rhein, Germany.
Наше пристанище в Базеле, который в Швейцарии, хотя отель территориально находится в Германии. Через дорогу от отеля начиналась Франция, куда мы вечером съездили поужинать, ибо самый близлежащий ресторан был именно там.
Большая многоэтажная гостиница с ужасным Wi-Fi. А так - из окна виден Рейн, в сотне метров - Мост трех стран.
Одна дорога рядом с отелем - Франция, вторая дорога - Швейцария. А сам отель находится в Германии.
Post Hardermannli, Hauptstrasse 18, Unterseen / Interlaken, Switzerland.
Эту гостиницу откровенно не рекомендую. На вид очень красивая, такой традиционный большой швейцарский альпийский дом. Это снаружи, а внутри все было очень странно. Почему-то по центру жилой комнаты совсем неуютно расположилась раковина для умывания, размеры совмещенного санузла (унитаз + душ) - 1 х 2 метра. Чтобы вытереться после душа надо было выходить в комнату. Настоящий ужас для клаустрофобов.
К тому же обещанная большая бесплатная парковка оказалась совсем маленькой. Большая парковка была поблизости, но эта большая парковка была очень даже платной.
Из плюсов - Интерлакен, откуда очень удобно ездить по всей округе - и в городки на соседних озерах, и в Долину водопадов, и вообще везде.
Auberge de la Réunion, Route de la Tourbière 3, Coinsins, Switzerland.
Небольшая, но очень современная гостиница в швейцарской деревенской глуши, примерно в 20 километрах от Женевы. Из этой локации мы объездили все места вокруг Женевского озера, оно же озеро Леман.
Из плюсов - очень дружелюбные хозяева, они же персонал. Правда, по английски говорил только один человек, остальные вставляли уточнения на французском языке. Еще из плюсов - невероятно вкусный местный хлеб.
Чтобы французская булка хрустела - ее должен готовить настоящий француз, пусть даже швейцарского происхождения. Не немец, не итальянец, не еврей, а именно француз. У не-француза получится всё что угодно, кроме французской булки, которая хрустит.
Из минусов - в небольших гостиницах не предусмотрены кондиционеры. Нам так повезло, что как раз во время нашего путешествия на Швейцарию опустилась волна жаркого воздуха. Можно было открыть окно, но на первом этаже гостиницы был ресторан, и посетители обычно расходились ближе к половине двенадцатого ночи. А где-то примерно в половину седьмого утра по шоссе рядом с гостиницей начинали ездить автобусы и грузовики.
Hotel Atlantico, Via Concordia 12, Lugano, Switzerland.
Эту гостиницу рекомендую категорически. Из плюсов - супер-дружелюбная хозяйка, которая в том числе говорила на итальянском, французском, немецком и английском языках; и хорошее расположение. Почти на берегу озера Lago di Lugano, и примерно в 10 минутах ходьбы медленным шагом до площади Реформации, центра исторического Лугано.
Из минусов - очень маленькая парковка, но рядом множество платных парковочных мест; с вечера до утра платная парковка бесплатна (прошу прощения за тавтологию).
4-Länder-Hotel Deutschmann, Rheinstraße 83A, Bregenz, Austria.
Обычная большая многоэтажная гостиница туристического класса. Остановились в ней на 1 ночь, по дороге из Лугано в Мюнхен.
Дальше - немного личных впечатлений.
Я уже несколько раз писал, повторюсь - в Швейцарию не едут за архитектурными изысками. Архитектура - это Вена, Роттердам, Париж или Кёльн. Это небольшие городки Испании, Франции, Германии, Нидерландов. Но не Швейцарии.
Швейцария - это озера, горы, ледники, водопады. Это леса, растущие на склонах гор. Это небольшие, будто сказочные домики на зеленых склонах тех же гор, это парящие в небе парапланеристы, это множество фуникулеров и канатных дорог. Это потрясающей красоты природа, и это отлаженная и хорошо продуманная инфраструктура.
В Швейцарии нет мегаполисов, вся красота - в небольших городках.
И вообще в Швейцарии очень красиво. Извиняюсь за многократное использование слова "красота" в нескольких предложениях подряд, но по другому сказать трудно, если вообще возможно.
Люди. До этой поездки я думал, что все швейцарцы - полиглоты, говорят как минимум на 3 языках. Четвертый, ретороманский или романшский язык используется только в отдельных коммунах одного кантона, и не обязателен к изучению.
В реальности оказалось, что немецкоязычные швейцарцы плохо понимают своих франкоязычных сограждан, а италоязычные граждане Швейцарии вообще находятся в серьезном меньшинстве.
Даже местные Интернет-сайты зачастую создаются только на одном языке, иногда добавляется английский. В двуязычных кантонах может быть сайт на немецком и французском языках, но без перевода на язык Данте и Петрарки. Жители кантона Тичино, говорящие на итальянском отплачивают свои согражданам той же монетой - вся информация только на итальянском.
Вывески на государственных учреждениях и язык дорожных знаков тоже зависит от кантона; а в двуязычных кантонах язык вывесок будет зависеть от состава населения, если в конкретном городке говорят на немецком - вывески будут на немецком. И наоборот, если говорят на французском.
А вообще люди доброжелательные и не агрессивные. И в Швейцарии никто никуда не торопится, после вечно суетливого и вечно быстро куда-то бегущего Израиля контраст поразительный.
Но у этой неторопливости есть своя оборотная сторона, я говорю о сиесте. Уже давно замечено, чем в более умеренном климате живет человек - тем длиннее и беспощаднее у него сиеста. В очень жаркой Андалусии сиеста коротка, а в туристический сезон в некоторых местах вообще сходит на нет. В гораздо более прохладной Стране Басков сиеста же наиболее свирепа, там она начинается часов в 12 дня, и заканчивается ближе часам к 8 вечера. Для работы времени уже не остается. В Греции примерно такая же ситуация, только сиеста чуть покороче, всего часов до 6 вечера.
В Швейцарии народ более ответственный чем баски или греки, но закрыть ресторан в наиболее раскрученном туристическом месте в обеденные часы - это святая традиция. Причем это не зависит от кантона, швейцарцы так привыкли. В ресторанах повара и официанты с часа и до 4 часов дня обязаны пойти домой и серьезно отдохнуть от трудов праведных.
А еще в Швейцарии бывает воскресенье. По воскресеньям в крупных городах устраиваются ярмарки, где местные швейцарские крестьяне продают разные швейцарские сыры и колбасы, то есть то, что выросло за неделю на огороде. И кроме ярмарок закрыто все, тотально и абсолютно.
В Израиле в шабат тоже обычно все закрыто, но не настолько серьезно. Есть какие-то мелкие магазинчики, где можно купить что-то внезапно закончившееся, и есть разные кафе, работающие в обще-неработающий день.
В Берне у нас закончилась вода. Причем не просто вода в бутылке, воду можно набрать в любом питьевом фонтане, а закончился срок жизни пластиковой бутылки.
Было воскресенье, все сувенирные лавки на главной туристической улице города были закрыты. Ближе к обеду один наиболее трудолюбивый и наиболее предприимчивый швейцарец все же открыл свой сувенирный магазин. В магазине в том числе продавалась вода в бутылках, а швейцарец, повторюсь - был очень предприимчивый.
Такую дорогую воду я еще никогда не пил.
Деньги и цены. Валюта Швейцарии - франк. Код валюты - CHF, один франк примерно равен одному евро.
В самой Швейцарии принимают как франки, так и евро; в Бюзенгене (территории Германии, со всех сторон окруженной территорией Швейцарии) и в Кампионе-д’Италия (территории Италии, со всех сторон также окруженной территорией Швейцарии) цены указываются в франках.
Цены - дорого. Особо дорогая еда; жители приграничных с Германией кантонов ездят в Германию, чтобы там купить те же самые швейцарские сыры. И не потому, что в Германии вкуснее, а потому, что тот же набор продуктов в Германии дешевле. Еще получают и возврат НДС, потому как Швейцария не член Евросоюза.
Жители же Германии ездят в Швейцарию за разной электроникой, из-за разницы в налогах электроника в Швейцарии ощутимо (или немного, смотря с чем сравнивать) дешевле.
Цены в Лихтенштейне, который в качестве валюты использует тот же самый швейцарский франк еще выше чем в Швейцарии, хотя казалось бы что выше уже некуда. Но в мире всегда есть возможность что-либо улучшить, а в случае с ценами - увеличить.
Еда. Возможно я не прав, но я не заметил каких-то существенных отличий от традиционных национальных блюд разных народов, может с небольшой региональной спецификой. В немецкоязычной части были те же самые баварские сосиски с кислой капустой; франкоязычные швейцарцы делали те же замечательные багеты, что и во Франции; а в кантоне Тичино самыми популярными блюдами были итальянские пицца и паста.
Самое знаменитое швейцарское блюдо - фондю и его модификация - шоколадное фондю нам не попадались. Вполне вероятно что мы не там или не так искали. Или даже вообще не искали.
Но я нашел рецепт, сейчас буду им делиться.
Для приготовления фондю нужны сыры грюйер и вашеран. Если нет вашерана, его можно заменить на конте или бофор. Ни в коем случае не использовать плавленый сыр, все испортится. В самом крайнем случается можно положить фондюту.
Очень рекомендуется свежий трюфель, он придаст аромат. Если по какой-то причине трюфелей нет (что странно, свежий трюфель всегда должен быть под рукой), то можно просто добавить немного красного перца.
И обязательно нужен какелон. Если нет какелона - лучше даже и не начинать.
Не благодарите!
А еще есть сырно-картофельный пирог с жизнеутверждающим названием холера. Желающим могу выслать рецепт, бесплатно.
И опять - не благодарите.
Дороги. Дороги, точнее качество дорожного покрытия в Швейцарии мне показалось даже лучшим, чем в соседней Германии. Но невероятное количество ограничений по любому поводу и без оного, а также огромное количество камер наблюдения за дорожным движением утомляло безмерно.
А еще в Швейцарии самое большое в мире количество тоннелей. Тоннели есть разные - для автомобильного транспорта, для железнодорожного транспорта; короткие и длинные; есть тоннели с разделительной полосой и есть без разделительной полосы; есть тоннели в несколько этажей; есть совмещенные тоннели и для автомобилей и для поездов и так далее. Есть прямые тоннели в одной плоскости, есть тоннели с подъемами и спусками, есть тоннели с поворотами и без. А еще есть пересекающиеся тоннели.
Короче говоря, на любой вкус и цвет.
Самый длинный в мире тоннель (34 километра) еще строится; а по уже существующему самому протяженному тоннелю длиной 17 километров мы не проехали, дорога была гораздо севернее, и мы туда не попадали. Но и ладно, у нас и так было много разных других тоннелей, не в тоннелях счастье.
Что не понравилось - серые стены с монотонным освещением. Вот так едешь себе, едешь, смотреть особо не на что, начинаешь смотреть на световые столбики. Один столбик, второй столбик, третий столбик... одна овца, две овцы, три овцы... Так и заснул сладким сном.
Южная Корея тоже горная страна, и там тоже много тоннелей. Корейцы, чтобы водитель не засыпал от монотонного движения придумали небольшую фишку - вдоль стен бегут цветовые полосы. Иногда это сопровождается звуковыми эффектами. Взбадривает хорошо, проверено на себе.
Странно что швейцарцы не дошли до такого простого решения.
Перемещение по скоростным трассам (а почти все трассы, соединяющие более-мене крупные и не крупные города - скоростные) платное. Для проезда по платным трассам надо купить виньетку, стоимость 40 франков, действительна в течении 1 года с 1 января по 31 декабря. 1 января следующего года надо покупать новую виньетку.
Виньетки продаются на любом пограничном переходе, сразу после пересечения границы.
В принципе можно ездить и без виньетки, но это чревато. Если поймают - штраф 250 франков и все равно заставят купить виньетку, прямо на месте.
У нас была машина, Volkswagen Passat, двигатель 2 литра, дизель. Отличная машина, никакие подъемы и спуски ей не страшны. Из-за габаритов было немного неуютно на особо узких дорогах, особенно при плотном встречном движении. Но (тьфу-тьфу-тьфу) все прошло без проблем и прочих волнений.
Машина очень экономичная, одного бака хватало на путь примерно 1350 километров. То есть за все время мы сожгли всего 2 полных бака дизтоплива.
Общие впечатления. До этой поездки в Швейцарии мы были только один раз, в Цюрихе, и то один день, во время путешествия в Португалию в 2014 году. Тогда еще не было прямых рейсов из Тель-Авива в Лиссабон, летели с пересадкой. В эту поездку мы решили успеть посетить как можно больше мест, не останавливаясь более подробно на каких-то конкретных достопримечательностях, с тайной целью повторно съездить в особо понравившиеся места когда-нибудь в будущем. Ознакомительная поездка, если можно так определить, и одновременно количество в ущерб качеству.
Из-за этого почти не посещали никакие музеи, за исключением музея Чарли Чаплина в Веве (его невозможно не посетить) и Шильонского замка в Монтрё.
А также из-за плотного графика не поднялись ни на одном фуникулере ни на одну гору, о чем сейчас немного жалею. И не проехали на поезде Golden Pass, о чем жалею вдвойне.
Зато наметили места, куда надо обязательно вернуться, досмотреть недосмотренное, и заодно заехать туда, куда не добрались в эту поездку.
Что можно сказать сейчас - Auf Wiedersehen Schweiz, wir kommen auf jeden Fall wieder! / Au revoir la Suisse, nous reviendrons certainement! / Arrivederci Svizzera, torneremo sicuramente!
Продолжение обязательно когда-нибудь последует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий