суббота, 4 июля 2020 г.

Древняя Беер Шева и немного пустыни.

Музей авиации находится рядом с Беер Шевой, столицей Негева, как выспренне любят писать в русскоязычной израильской прессе.
Раз уж я оказался в самом центре пустыни, и было еще свободное время, то почти попутно заехал в еще один национальный парк - Тель Беер Шева, где когда-то очень-очень давно было значительное по тем временам поселение под тем же названием, самый южный город Иудейского царства.

Почти нет в Израиле места с такой древней историей (в скобках отмечу что не только в Израиле, но и в мире; с древней Беер Шевой по возрасту могут поспорить возможно только Иерихон и Дамаск); и почти нет в Израиле мест настолько скучных и унылых.
Даже заглавную фотографию для этого поста я искал долго и мучительно. Потому что одно - читать про древние народы и их быт, и совсем другое - видеть как это было и посреди чего эти народы жили.

День был жаркий (я об это уже говорил, сейчас все дни жаркие), я опять был единственным посетителем парка.
Или местные жители Государства Израиль по много раз осмотрели все достопримечательности, один я такой ничего не успел; либо просто никому ничего не интересно. По Иродиону я ходил в гордом одиночестве, в Сусите кроме меня не было ни одной живой души, по территории авиационного музея ходили я и местный гид.
Что-то произошло в мире кроме коронавируса, и история стала никому не интересной.

Ладно, начинаем рассказ.

IMG_4924.jpg


По традиции - исторические и не очень исторические факты.

Начнем с названия. Беер в переводе с иврита - колодец; Шева можно перевести как семь, клятва и изобилие.

Название по Ветхому Завету: в этом месте Авраам вырыл колодец и заключил союз с Авимелехом, царем Герара, принеся при этом в жертву семерых овец в знак клятвы верности.
И было в то время, Авимелех … сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь.
И сказал Авраам: я клянусь. …
И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз.
И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо.
Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо?
Авраам сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодец.
Потому и назвал он сие место: Беер Шева, ибо тут оба они клялись и заключили союз в Беер Шеве …
И насадил Авраам при Беер Шеве рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного.

То есть название можно понимать и как Колодец Клятвы и как Колодец Семи Овец.

Позже Ицхак тоже заключил союз с Авимелехом:
И Ицхак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.
И вновь выкопал Исаак колодец воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама отца его; и назвал их теми же именами, которыми назвал их Авраам, отец его. …
Оттуда перешел он в Беершеву.
И в ту ночь явился ему Господь …
И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодец, в долине Герарской.
Пришел к нему из Герара Авимелех …
Ицхак сказал им: для чего вы пришли ко мне…?
Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз,
чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом.
Он сделал им пиршество, и они ели и пили.
И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Ицхак, и они пошли от него с миром.
В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодце, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.
И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня..


А еще можно название интерпретировать как Колодец Изобилия и как Наполненный Колодец.

Немного сухих исторических данных. Первые люди поселились в этих местах в 40 веке до нашей эры, то есть примерно 6000 лет тому назад. Период халколита, или медно-каменный век.
Что это были за люди, на каком языке они говорили, какие были у них правила жизни - об этом мы никогда не узнаем.
Мы только знаем что поселение было большим, разделенным на несколько частей. В одной части плавили металл, в другой части была мастерская по производству изделий из слоновой кости. Были также мастерские изготавливающие орудия из базальта и из костей животных.
Так как слоны и бегемоты в Негеве не водятся, то явно сырье импортировалось из Африки, возможно из Египта. Медная руда, опять же скорее всего привозилась из рудников Тимны, на юге современного Израиля. А базальтовые породы находятся на севере Ханаана, на современных Голанских высотах. То есть система логистики хорошо работала в те очень древние времена.
Народ культивирован пшеницу и рожь, что тоже нетипично для этих мест, в более поздние времена самым распространенным злаком был овес.
Построение жилищ тоже очень необычно. Все народы строили наземные строения - либо из камней, либо глинобитные. Народ, населявший в то время Беер Шеву стоил подземные жилища. Возможно там жили жили люди, возможно они использовались в качестве подвалов или складов. Ничего похожего у других народов не наблюдалось.
Культура исчезла внезапно примерно в середине XXXII века до нашей эры.

Затем в течение 2000 лет на этом месте ничего не происходило.

В XII веке до нашей эры начинается вторичное заселение города, появляются первые каменные строения.
В первой четверти X века до нашей эры на этом месте уже стоит укрепленный город.
Скорее всего, город сильно пострадал при экспедиции в Ханаан фараона Шешонка, которого на самом деле звали Сусаким, после чего был отстроен вновь.
Второе разрушение Беер Шевы датируется 701 годом нашей эры в результате похода ассирийского царя Синаххериба, которого на самом деле звали Син-аххе-эриба. После разрешения город стоял заброшенным примерно 300 лет.

Затем приходят персы, построившие укрепленный пункт на развалинах города. Ничего интересного не происходит, какие-либо упоминания о Беер Шеве отсутствуют.

В эллинистическую эру в Беэр-Шеве существовали только маленький сторожевой пост и храм, разрушенные царем Иудеи Александром Янаем при захвате этих мест в I веке до нашей эры.

Беэр-Шева была пограничным городом между Иудейским царством и царством Набатеев. Когда в 64 году до нашей эры Помпей захватил Иудею, она стала римским пограничным городом. Веспасиан и последующие императоры стали строить на границах империи укрепленный барьер - limes, и Беэр-Шева стала его частью.
После 268 года, при иллирийских императорах, город достиг вершины своего процветания: регион стал безопасным, торговля процветала, здесь был центр епархии.
После вторжения персов Беэр-Шева сильно пострадала, а после арабского вторжения вовсе исчезла с карты: остались только руины домов.

Со времени арабского вторжения в VII веке в Беэр-Шеве не существовало постоянных поселений, она была предана забвению. Европейские исследователи не могли указать ее расположение; некоторые считали, что она находилась на месте Бейт-Гуврин, и только в 1806 году немецкий путешественник и этнограф Ульрих Каспер Зеетцен определил ее настоящее местонахождение.

Современная Беер Шева построена в нескольких километрах от древнего города, строительство было начато турками в 1900 году. Название новый город получил название Бир ас-Саба, или Семь Колодцев в переводе с арабского, и затем в 1918 году название было изменено на Беер Шеву.

Приступаем к фотографиям.
Все постройки восстановлены, то есть по существу построены заново, оригинальных построек не осталось.
Так примерно выглядела Беер Шева в последней трети I века до нашей эры.

IMG_4909.jpg

Один из водных колодцев.

IMG_4910.jpg

Вход в главный водный колодец. Колодец сквозной, то есть у него два входа - один из города, второй - снаружи.
Это наружный вход.

IMG_4911.jpg

IMG_4912.jpg

Ничего особо интересного, если только вы не специалист по водоснабжению и канализации.

IMG_4913.jpg

Примерно так выглядели главные ворота в город.

IMG_4919.jpg

А тут были городские здания.

IMG_4920.jpg

IMG_4921.jpg

IMG_4922.jpg

Дворец правителя, или дворец царя.
Здание было двухэтажным и занимало площадь примерно в 600 квадратных метров.

IMG_4923.jpg

Смотровая площадка.

IMG_4925.jpg

Жилые дома и улицы.

IMG_4926.jpg

IMG_4927.jpg

Вид со смотровой площадки.
В I веке др нашей эры в городе было примерно 60 домов, в которых жило примерно 500 человек.
По тем временам это был не то что крупный, но немаленький город.

IMG_4930.jpg

IMG_4931.jpg

IMG_4938.jpg

IMG_4937.jpg

Местные бедуины разводят верблюдов.
Богатство бедуина не в деньгах и не в количестве жен и детей, а в количестве верблюдов. Раньше верблюдов использовали как основную тягловую силу, с какой целью разводят сейчас - сказать трудно. Только для того, чтобы сосед не спал по ночам от зависти.

IMG_4929.jpg

IMG_4933.jpg

Современная Беер Шева на горизонте.

IMG_4934.jpg

Второй вход в водный колодец.

IMG_4935.jpg

Немного окрестностей.
Точнее - окрестностей пустыни.

Если есть вода - можно выращивать овощи. Если нет воды - будут безжизненные виды.

IMG_4936.jpg

IMG_4939.jpg

IMG_4941.jpg

Бедуинская деревня Тель Шева.

IMG_4940.jpg

По пустыне гуляют смерчи.

IMG_4942.jpg

IMG_4943.jpg

Вход в главный водный колодец.
Колодец глубокий и там прохладно.

IMG_4944.jpg

IMG_4945.jpg

Уже на выходе из парка.

IMG_4948.jpg

IMG_4949.jpg

Вот такая история.


Продолжение обязательно когда-нибудь последует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий