В ночь с 29 на 30 апреля 2021 года во время празднования Лаг ба-Омер в давке на горе Мерон погибло 45 человек.
Это стало самой большой гражданской катастрофой за все время существования Государства Израиль.Из сообщений средств массовой информации.
Печальное и трагическое событие. Постараюсь разобраться что произошло и как мы дошли до жизни такой.
Художественно состаренная фотография горы Мерон (или Мирон, и так и так правильно).
Для начала - что такое Лаг ба-Омер, откуда он взялся и что с ним делают.
Лаг - буквенное обозначение числа 33, или в ивритской записи ל''ג
Омер - одно из наименований снопов овса, основной злаковой культуры древней Иудеи.
То есть время, когда надо было подготавливать ежегодную жертву в Храм, тридцать третий день после Песаха, (в Песах начинались полевые работы); и две недели до начала праздника Шавуот, когда овес полностью убирался с полей. В те времена использовалось подсечно-огневая система обработки земли, то есть после сбора урожая поле поджигалось, все неубранное и ненужное сгорало, и на пожарище засевалась новая культура.
Лаг ба-Омер - так называемый рабочий праздник. Он не записан в Торе или в других священных древних писаниях, то есть придуман уже в то время, когда основной канон иудаизма был оформлен и закреплен.
Скорее всего статус праздника был придан этому дню во времена восстания Бар Кохбы, во II веке нашей эры.
Бар Кохба и его сподвижники считали себя продолжателями дела Маккавеев, а если Маккавеи придумали Хануку во II веке до нашей эры - то чем евреи II века нашей эры хуже?
Это была сухая информация про праздник.
Сейчас будет еще более сухая информация про лиц, причастных к этому празднику.
Приготовились?
Начали!
На стыке I и II веков нашей эры в Иудее жил да был Акива бен-Йосеф, более известный как рабби Акива, полумифический или даже полностью мифический персонаж.
Его именем сегодня названы улицы во многих израильских городах, есть даже город Ор Акива, полностью посвященный его имени. При этом достоверных свидетельств о его существовании пока не найдено, ни в иудейских источниках того времени, ни древнеримских хрониках.
Но тем не менее, поговорим о рабби Акиве.
По первым дошедшим до нас описаниям он происходил из простого рода. Затем его биография была улучшена.
Потомок гоя, перешедшего в иудаизм (гера). Его отец Йосеф, праведный гер, происходил из потомков ханаанского полководца Сисары, воевавшего против Израиля во времена пророчицы Деворы.
В книгах каббалы указывается, что рабби Акива был воплощением души праотца Яакова — и как Яаков пас стада своего будущего тестя Лавана, так и рабби Акива пас стада своего будущего тестя Калба Савуа.
Калба Шавуа (или Савуа) - очень оригинальное имя. Даже не имя, а прозвище.
Калба - собака, Шавуа - неделя, семь дней.
Этот самый Калба был очень богат, и раз в 7 дней устраивал угощение для всех бедняков в округе. И все бедняки были голодными, как собаки.
Вот такой был будущий тесть рабби Акивы.
Но и сам Акива оказался не таким простым - потомок самого Сисары, не просто так, а знатного вельможи, почти царя.
До 40 лет он служил у богача Калба Савуа и не только не изучал Тору, но и не умел читать. В то время он даже ненавидел знатоков Торы.
Дочь хозяина, Рахель, заметив в нём хорошие душевные качества, захотела стать его женой.
Отец слышать не хотел о выборе своей дочери, но, несмотря на это, брак состоялся. Калба Савуа выгнал из дома дочь и её мужа и лишил их наследства. Акива и Рахель жили в глубокой нищете. Для того, чтобы прокормить семью, Акива собирал хворост и часть его продавал. Выходя замуж, Рахель поставила Акиве условие, что он будет учить Тору. Так в возрасте 40 лет, по настоянию своей жены, он пошёл вместе со своим сыном в Хедер и начал учиться читать. Все свои силы он отдавал учёбе и вскоре превзошёл всех учителей.
За годы учёбы рабби Акива достиг высшей степени раввинской учёности. Когда он, в сопровождении множества учеников вернулся домой, тесть восстановил свою дочь и знаменитого зятя в наследстве.
Там же говорится, что он учился 40 лет.
То есть 40 лет он пас коз и баранов, 40 лет учился. Потом 40 лет занимался просветительской деятельностью - набирал учеников, что-то им рассказывал, вдохновлял Бар Кохбу на разные свершения.
Еще он знал 70 языков и умел говорить со зверьми и птицами.
Учеников у него было 24005. Точное число, мы это знаем, потому что 24000 учеников умерли во время очередной эпидемии, а пятеро остались в живых. И среди них был Шимон Бар Йохай, о котором сейчас поговорим.
А рабби Акива по преданию был казнен римлянами в возрасте 120 лет. Опять же по преданию похоронен в Тверии, где сейчас в одном из строений находится его кенотаф.
Шимон Бар Йохай, акроним РАШБИ. Скорее всего исторический персонаж, с именем котором связаны различные чудеса, приписанные в более поздние времена.
Дата рождения неизвестна, дата смерти - весна 160 года.
Считается автором книги Зоар (Сияние), первой книги каббалы, хотя написал ее совсем другой человек через примерно 1000 лет после его кончины. Но тем не менее он все равно считается автором этого произведения.
По современному описанию римляне приговорили Шимона и его сына к смертной казни, непонятно за какие прегрешения.
После ... смертного приговора, вынесенного римским императором, рабби Шимон вынужден был скрыться.
Вначале он и его сын Элазар прятались в доме учения, куда жена рабби Шимона приносила им еду. Но вскоре оставаться там стало опасно и они бежали в пещеру, расположенную, по преданию, недалеко от деревни Пкиин в Галилее. Все годы, проведенные в пещере, рабби Шимон и его сын питались плодами рожкового дерева и пили воду из источника. Чтобы одежда не снашивалась, они зарывались по горло в песок, а одевались только на время молитвы. Все свои силы посвящали изучению Торы.
В книгах кабалы сообщается, что р. Шимон был одним из воплощений Моше — и как Моше, бежав от гнева фараона, достиг духовного совершенства и удостоился Божественного откровения в пустыне, так и р. Шимон бар Йохай: бежав от гнева римского императора, он удостоился величайших откровений именно во время пребывания в пустыне.
Только после смерти императора и последовавшей за этим амнистии с отменой указа о смертной казни рабби Шимона они вышли из пещеры, проведя в ней 12 лет. Согласно талмуду, весть о смерти императора им передал пророк Илия, появившийся у входа в пещеру. Первое, что они увидели — это были люди, работающие на полях. Поскольку рабби Шимон поддерживал точку зрения, согласно которой важнейшей обязанностью евреев считается постижение мудрости Торы, дарующей вечную жизнь, то он разгневался и сказал «Оставляют вечную жизнь и занимаются жизнью временной». Под их взглядом всё стало загораться. Тут же раздался голос с неба, сказавший: «Вы вышли, чтобы разрушить мой мир? Вернитесь в свою пещеру!». Там в пещере они провели ещё двенадцать месяцев.
Короче говоря, в пещере Шимон Бар Йохай одумался, и решил написать книгу.
Когда он дописал последнюю главу, его дом окружило пламя. Яркий свет и огонь не прекращались весь день, и когда рассеялись, то люди увидели, что Рашби умер. Во время похорон огненный столб сопровождал носилки с телом и остановился возле пещеры, расположенной недалеко от деревни Мерон. Рабби Шимон бар Йохай был похоронен в этой пещере.
Теперь перенесемся на Иберийский полуостров, в столицу Кастилии, в город Вальядолид.
В этом городе жил некий Моше де Леон, он же Моисей Леонский.
Родился в Леоне в 1240 году, умер в Аревало в 1305 году. Жил в Гвадалахаре и в Вальядолиде, то есть за пределы Кастилии никогда не выезжал.
Моше работал переписчиком старинных книг и увлекался каббалой.
Работа переписчиком была очень почетной и весьма высокооплачиваемой. До предложения Гутенберга использовать литеры для печати символов на бумаге оставалось полтора столетия, а читать хотели многие.
Так вот, Моше де Леон работал переписчиком. Тщательное копирование оригинала очень ценилось и приветствовалось, а вот самостоятельное комментирование текста или неавторские вставки в текст - сильно порицалось.
И вот Моше объявил о случайной находке древней книги, которая называется Зоар, и которая написана на древнееврейском языке, а попала она ему в руки случайно, от заезжего араба из деревни Мерон где-то в Галилее.
За книгой Зоар последовали другие книги, частью того авторства, частью подписанные самим Моше.
Современные специалисты полагают, что книга Зоар была написана в 1280 году.
Шимон Бар Йохай жил во II веке нашей эры, иврит тогда был живым языком, полным эллинизмов, латинизмов, других заимствований.
Иврит книги Зоар выхолощен, зато построение фраз соответствует построению фраз еврейско-кастильского диалекта, который потом назовут языком ладино.
Далее приходит черед XVI века, и повляется Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия, создатель лурианской каббалы.
Родился в Иерусалиме в 1534 году. Отец — Соломон Лурия Ашкенази, ашкеназ из Германии или Польши, возможно — принадлежал к известному с XIV семейству Лурия, возможно — приехал из Бреста. Имя матери не дошло до наших дней, известно только, что она происходила из сефардов. В раннем возрасте лишился отца и воспитывался у богатого дяди (брата матери) Мордехая Франсеса в Египте.
Когда Ицхаку было 15 лет, дядя выдал свою дочь за него замуж. В то время юноша занимался торговлей пряностями в Каире, а фамилия-прозвище «Ашкенази» Ицхака Лурии встречается в документе 1559 года.
С какого-то момента он стал вести отшельнический образ жизни, сначала у себя дома, а затем — в домике на берегу Нила, где смог по-настоящему углубиться в мистические переживания и секреты каббалы. К семье возвращался только на субботу. По его словам, на берегу Нила обрёл дар ясновидения, ему начал являться пророк Элияху, повелевший отправиться в Цфат.
Или в конце 1569 года, или в начале 1570 года Лурия прибывает в Цфат. Его все так же посещают видения, и он начинает определять могилы известных праведников.
Я уже писал про такой феномен в иудаизме как ציון - отметка или знак. Так можно отметить могилу какого-либо человека, даже если в ней похоронена совсем другая личность.
Так Лурия открывает множество могил праведных раввинов прошлого, в том числе и могилу РАШБИ.
Современные исследователи говорят что на этом место был похоронен примерно в XIV веке некий арабский или друзский шейх, но для истинно верующих это абсолютно неважно.
Тот же Лурия ввел обычай разжигать костры рядом с вновь обнаруженной могилой Шимона Бар Йохая во время Лаг ба-Омера; первый костер горел три ночи. И он же придумал новый обряд - первая стрижка волос ребенка (под ребенком подразумевается ребенок мужского пола; женщина как человек в те времена не рассматривалась, впрочем сейчас она тоже не совсем человек, а только дополнение к человеку) рядом с могилой праведника.
В 1572 году во время очередной эпидемии чумы Лурия умирает - я уже писал про историю Цфата - эпидемия, эпидемия, погром, землетрясение, опять эпидемия, опять погром, очередное землетрясение, и снова эпидемия, и так далее. Короче говоря, скучать было некогда.
Лурия не оставил после себя никаких записей, распространением его учения занялся его ближайший ученик Хаим Виталь.
Проходит немногим более 100 лет, и в XVIII веке в Речи Посполитой возникает новое мистическое религиозное течение - хасидизм.
Для нового течения, а по существу - новой религии нужно свое учение, а каббала уже готова, и объясняет все несправедливости этого мира. К тому же, в отличие от традиционного иудаизма каббала приемлет идею переселения душ, то есть вознаграждение за страдания может произойти не когда-то в очень отдаленном будущем, после Страшного Суда, а очень скоро, в следующем воплощении.
И хасиды принимают на вооружение не только религиозную доктрину, но и все ритуалы, включающие и обычай разжигания костров во время Лаг ба-Омера.
Так, с древней и не очень древней историей покончили, переходим ближе к нашим дням.
Изначально, на могилу РАШБИ приходили помолиться о дожде, о прекращении эпидемий, во время празднования Песаха.
После зажигания костров на Лаг Ба-Омер Ицхаком Лурия стали собираться и для этой цели.
Раньше на могилу РАШБИ приходили преимущественно жители Цфата, потом поклонение на Мероне стало важным сефардским обычаем, а со временем сефардов на могиле РАШБИ стали вытеснять хасиды, активно селившиеся в Земле Израиля в XVIII-XIX веках. В XIX веке было построено нынешнее здание могилы РАШБИ, а Лаг ба-Омер стал главным паломническим праздником, собиравшим на горе Мерон многотысячные толпы. Во второй половине XX века, вместе с массовой алией евреев из стран Востока, характер паломничества снова поменялся – могила РАШБИ стала главным местом паломничества восточных евреев. В Лаг ба-Омер сефарды устраивали на горе невероятные празднества с музыкой, шашлыками, танцами и практически без гендерного разделения, которое существовало только на самой могиле РАШБИ, но не на остальных участках горы. В конце 90-х годов XX века, когда хасидские общины в Израиле стали набирать все больший вес, равновесие вновь изменилось в их пользу. Прежде всего Мерон был любимым местом Брацлавских хасидов, поскольку они считают, что душа рабби Шимона переселилась в рабби Нахмана из Брацлава. По влиянием Брацлавских хасидов и иерусалимских хасидских дворов уже в начале двухтысячных сефардов сильно потеснили, и с тех пор разжигание главных костров проводят хасидские ребе.
Паломничество на могилы праведников существовало еще с талмудических времен, однако было народным обычаем, который приветствовали далеко не все мудрецы. Потом обычай прекратился и возродился уже в Европе, где на могилах праведников совершались особые ритуалы. А в восточных общинах этот обычай получил распространение в значительной степени под влиянием мусульман, у которых, особенно у шиитов, это было очень развито. Считается, что душа праведника в той или иной мере остается связанной с местом его упокоения. В ашкеназской версии речь идет, конечно, не о молитве праведнику, а о соучастии в молитве праведников, наиболее "действенной" в месте их упокоения. Поскольку Брацлавские хасиды и так не имели живого лидера и собирались на могиле рабби Нахмана в Умани, для них поклонение могилам праведников имело самое большое значение. И после расцвета Брацлавских хасидов, а также после Катастрофы, влияние культа могил стало еще большим.
"В Израиле со временем возникает все больше и больше паломнических мест, и это становится крайне выгодной индустрией. Новоизобретенные могилы, даже совершенно неизвестных личностей, порой становятся объектами культа и источниками обогащения их владельцев. Нужно только, чтобы тот или иной праведник явился к вам во сне и рассказал, где захоронен. Именно таким образом возникло большинство святых мест в Галилее. А некий житель Нетивота превратил в место поклонения просто часть своей квартиры, заявив, что на этом месте были захоронены некие праведники"
Я всегда говорил, что любая религия - это очень хорошо продуманный, хорошо организованный и очень прибыльный бизнес.
Может тоже создать новую религию?
Прославлюсь, заодно разбогатею. Или так - разбогатею, заодно и прославлюсь.
Но возвращаемся к горе Мерон.
Еще со времен Оттоманской империи могила РАШБИ находится во владении и управлении различных экдешей (הקדש - Некоммерческая организация по управлению общественным имуществом религиозного или благотворительного назначения, созданная на средства жертвователей). Изначально экдеша было два - сефардский и ашкеназский, но потом они раздробились, и теперь таких экдеша четыре.
Первая трагедия на горе Мерон произошла на Лаг ба-Омер 1911 году, когда обрушились перила одного из балконов комплекса. Тогда погибли 11 человек и еще около 40 получили травмы (по разным данным, в результате обрушения погибли семь или девять человек, еще несколько пострадавших умерли позже из-за неоказания своевременной медицинской помощи).
В 1954 году министерство по делам религий впервые попыталось вмешаться в управление комплексом, предложив свои услуги по ремонту. В 1963 году ремонтные работы были прекращены, когда рабочие сломали одну из древних плит. В 1976 году сефардский экдеш подписал с министерством по делам религий соглашение о сдаче комплекса министерству сроком на пять лет. В 1981 году, когда срок аренды истек, за территорию комплекса боролись уже несколько экдешей. В результате комплексом управляли уже четыре экдеша, а также Национальный центр развития святых мест - НКО при министерстве религий, частично финансировавший празднества на Лаг ба-Омер. С 1988 года экдеши ведут тяжбы в судах - как в раввинатских, так и в окружных - за право владения комплексом.
В 2008 году канцелярия государственного контролера впервые опубликовала отчет о проверке комплекса захоронения РАШБИ на горе Мерон. Согласно отчету, комплекс не соответствует правилам противопожарной безопасности и строительным стандартам, что подвергает опасности посетителей. "В случае несчастья с множеством пострадавших у спасателей не будет свободного доступа для оказания помощи", - говорится в отчете 13-летней давности. Составители отчета указывали на отсутствие инфраструктур для приема сотен тысяч паломников, а также на отсутствие единого органа, отвечающего за место паломничества. Например, даже районный совет Мером а-Галиль, на территории которого находится гора Мерон, не принимал никакого участия в поддержке комплекса. В отчете была озвучена рекомендация о передаче комплекса под управления единого органа - либо государственного, либо частного, но подконтрольного государству. После публикации отчета, по указанию Верховного суда, была создана так называемая "Комиссия пятерых", в которую вошли по одному представителю от каждого экдеша и один представитель государства, возглавляющий комиссию и имеющий решающий голос.
В 2011 году был опубликован еще один отчет канцелярии госконтролера, указывающий на то, что проблемы, озвученные в первом отчете, так и не были устранены. В том же году правительство приняло решение о национализации комплекса и о создании госкомпании, которая будет управлять этим местом. Госкомпания должна была находиться под контролем министерства туризма. Но тем временем процесс национализации комплекса был приостановлен в связи с сопротивлением ультраортодоксальных партий.
В 2013 году министр финансов объявил о национализации комплекса на горе Мерон и о факте передачи управления комплексом "Фонду РАШБИ". Однако в конце 2014 года госкомпания была передана в ведомство министерства по делам религий. Со временем компания была распущена и управление комплексом было передано Национальному центру по развитию святых мест.
В 2016 году Высший суд справедливости (БАГАЦ) отменил постановление правительства о национализации комплекса гробницы РАШБИ на горе Мерон. Таким образом БАГАЦ принял доводы истцов (экдешей) против национализации. В решении БАГАЦа указывается на то, что национализация комплекса была проведена на основании положения о землях, тогда как на святые места распространяются специфические законы и положения, не дающие государству право на национализацию.
БАГАЦ выдал временное постановление о том, что управлять гробницей продолжит назначенная Верховным судом комиссия, и поручил государству вести переговоры с представителями экдешей о передаче государству полного управления, но не владения комплексом.
В 2018 году был впервые разработан и утвержден строительной комиссией по Северному округу генеральный план перестройки комплекса на горе Мерон, однако не был опубликован в государственном бюллетене законодательных актов "Решумот" и не вступил в силу. Судя по всему, причина заключалась в том, что план не исключал возможность последующей национализации комплекса государством. Еще одной причиной могло быть то, что для реализации плана нужно было использовать часть территории окружающего комплекс национального заповедника.
В 2020 году государство и экдеши пришли к соглашению о том, что "Комиссия пятерых" продолжит управлять комплексом в течение еще трех лет. Соглашение было утверждено Верховным судом.
В принципе, это яркая иллюстрация к фразе про семь нянек и дитя с физическим недостатком.
Суеты много, толку мало.
Обычно на Лаг ба-Омер на могилу приезжало до 200 тысяч человек.
В прошлом году из-за карантинных ограничений допуск был разрешен только полутора тысячам участников, с масками, перчатками и только на открытом воздухе.
В этом году карантинные ограничения смягчились, но все равно частично остались. И толпы истинно верующих, для которых главное в жизни - хорошо и истово помолиться дружно ринулись в святое место.
Каждый год в такой огромной толпе обязательно случались инциденты. Кто-то ломал конечности, кто-то терял сознание от жары, кому-то становилось плохо от суеты и прочего. Но смертных случаев не было.
В этом году звезды расположились как-то по особенному, и что-то сразу пошло не так.
За неделю за события полиция провела несколько учений, по сценарию были пожары, теракты, обрушения и прочее.
Учения были признаны успешными. Но неудачно расположившиеся звезды оказались сильнее.
В 00:30 30 апреля началась церемония зажжения костра.
В 00:45 толпа начала расходиться и покидать переполненную площадь через выход в восточном направлении. Настил на полу в части прохода был сделан из железа. Пол был скользким, возможно, мокрым из-за пролившейся из бутылок воды. Так как многие паломники были в праздничных нарядах, то и туфли у них были праздничные с гладкими подошвами, предрасположенными к скольжению.
В 00:50 люди начали падать друг на друга на скользком проходе, где железный настил переходил в каменную лестницу. Затем начали падать и люди на лестнице. После падения первых людей началось то, чего опасалась полиция - массовая давка.
В 00:52 начали поступать первые вызовы о помощи. Спасатели приступили к работе.
В 00:55 уже стало понятно, что речь идет об инциденте со множеством пострадавших.
В 1:00 слух о происходящем на выходе дошел до людей, которые праздновали с музыкой в центре площади и не догадывались, что совсем рядом происходит беда. Музыка и веселье прекратилось на всей площади.
В 1:15 сотовая связь начала давать сбои, не справляясь с объемом исходящих и входящих звонков. Спасатели оказывали помощь 150 пострадавшим. На место трагедии уже направлялись подкрепления с разных концов страны: амбулансы, армейские вертолеты с бойцами спасательной бригады 669. Тем временем парамедики на горе Мерон начали констатировать первые смерти.
К 3:00 на горе Мерон официально было констатировано 39 смертей. Это число выросло утром, когда стало ясно, что несколько тел были отправлены в институт судебно-медицинской экспертизы Абу-Кабир.
В 5:50 стало известно, что число жертв выросло до 45 и на одну превысило число жертв крупнейшей до сих пор гражданской трагедии в Израиле – пожара на горе Кармель, где в 2010 году погибли 44 человека.
Примерно в 9 утра на площадку прилетел вертолет с премьер-министром Биньямином Нетанияху.
К этому времени большая часть паломников уже разъехалась, но самые стойкие, в количестве примерно 30 тысяч человек, для которых нет ничего важнее молитвы на могиле святого, остались.
- Ты не наш премьер, - кричала Нетанияху толпа, - мы тебя не хотим.
И в самом деле, если он премьер-министр, то в первую очередь обязан договориться с небесной канцелярией. А тут такое страшное происшествие.
И полиция запретила молиться в святом месте. А ведь весь смысл жизни именно в том, чтобы помолиться истово, иначе будет нехорошо.
Ультрарелигиозные партии, так рьяно боровшиеся с минздравом и с полицией за право провести массовую молитву тут же стали играть в молчанку.
Правительство тоже как-то скисло, и никто особо ничего не прокомментировал.
Зато высказался глава литовского направления ультраортодоксов, рав Хаим Каневский. Ему 93 года, и он считается очень авторитетным раввином, способен по памяти прочитать любую молитву от начала до конца и от конца до начала в одно и то же время.
Так вот, чтобы не было повторения трагедии, надо делать следующее (рецепт от рава Каневского):
- мужчины должны усерднее учить Тору (от себя добавлю - куда еще усерднее, они и так не работают, только учат и учат, от рождения и до самой смерти).
- женщины должны быть скромнее (от себя добавлю - ох, как верно, я уже давно подозревал что все беды из-за женщин, даже те, которые от мужчин).
- надо тщательнее исполнять заповедь омовения рук (от себя добавлю - тоже верно, мойте руки перед едой. А также во время еды и вместо еды).
На этом вроде бы всё.
А людей жалко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий