суббота, 1 марта 2014 г.

Верона. Часть 4. Нет повести печальнее на свете...

Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
William Shakespeare

Ну вот, пришло время браться за героев Вильяма нашего Шекспира.
Беремся.
Впервые сказание о страстных влюбленных было озвучено еще до нашей эры Овидием в "Метаморфозах", где герои предстали поди именами Пирама и Фисбы. Потом у разных народов и в разные времена были свои страстно влюбленные герои, от Лейлы и Меджнуна и до Козы Корпеш - Баян Сулу. Что роднило всех влюбленных разных времен разных народов - все они счастливо умирали. Почему нельзя страстно полюбить и остаться в живых - тайна сие великая есть. Наверное, это такое смертельное заболевание - страстная любовь.
Хотя Лопе де Вега и написал нечто похожее со счастливым концом... И именно из-за того, что Кастельвина и Монтеса остались в живых, пьеса была признана неуспешной и театры отказались от ее постановки. Публика хочет зрелищ, зрелищ и зрелищ... А если главные герои остаются в живых - какое тут зрелище?

Итак, Шекспир опубликовал "Новонайденную превосходнейшую и печальнейшую трагедию о двух благородных влюбленных и их скорбной смерти, произошедшей в Вероне во времена синьора Бартоломео Делла Скала".
Надо ли говорить, что творение с таким названием было обречено на успех?

Сначала веронскими влюбленными интересовались только почитатели Шекспира, разные театралы. Страшно далеки были они от народа, и никто на них не обращал внимания.
Но потом, в 30-е годы уже прошлого века в Голливуде по Шекспиру сняли фильм. И народ приобщился к прекрасному.
Неважно, что в фильме пылкого пятнадцатилетнего Ромео играл сорокадвухлетний здоровый мужик, а роль нежной тринадцатилетней Джульетты была отдана тридцатипятилетней зрелой актрисе. Неважно, что фильм снимали в студии в Калифорнии, а режиссер и художник-постановщик никогда не были в Италии. Главное, что о влюбленных подростках узнали все.
И эти все потянулись в Верону.
В то время в Вероне с местами жительства главных героев было совсем напряженно. То есть абсолютно.
Власти Вероны срочно нашли дом. В XVI веке этим домом владел некто Капелло. Потом в этом доме был постоялый двор. Потом он сильно обветшал.
Но власти решили так - какая разница, кто был владельцем этого дома, Капелло или Капулетти. Фамилии-то схожи. И понемногу стали обустраивать дом. То есть стали обустраивать не как веронский дом того ушедшего галантного века, а как "в кино".
Фасад украсили лепниной, красиво оформили наличники окон, приделали балкон. Во времена Шекспира балконов в таких домах не было, но в кино ведь балкон был?



В конце 60-х годов тоже уже прошлого века уже итальянцы снимают свою версию фильма.
От этого фильма в доме появляются одежда и мебель того времени, и дом начинает работать как настоящий музей.



Рядом с домом ставят статую Джульетты,
Статуя пользуется огромной популярностью у туристов; считается особо удачным прикоснуться к правой груди - любовь всей жизни будет обеспечена. Но чтобы добраться до статуи надо отстоять огромную очередь.



Также особо удачным считается написать записку Джульетте. Раньше муниципалитет грозил суровыми карами всем, пишущим записки. Теперь смирился и даже вывесил специальную доску объявлений - пишите что хотите, все равно вечером придет уборщик и почистит доску.



Дополнительная аттракция - всего за 1500 евро прямо в доме Джульетты можно оформить брак. Тогда кроме записки можно можно повесить и замок, которым (по идее) скрепляются сердца.





А в самом доме можно отправить e-mail Джульетте.
Если вы думаете, что письма уходят в никуда, то вы ошибаетесь. Каждый год, в день Святого Валентина определяют автора самого трогательного послания к литературной героине.
Что потом происходит с автором и чем и как его награждают - мне неведомо.





А теперь перейдем к вещам более печальным.
Этот саркофаг почитается как гробница Джульетты. Расположен в бывшем монастыре капуцинов, и был местом паломничества всей просвещенной знати. Святые отцы для пресечения этого неожиданного паломничества превратили его в емкость для хранения воды, но это им не помогло. Мария-Луиза Австрийская отколола часть саркофага себе на украшения, а монастырь потом тихо закрыли.



Рядом с бывшим монастырем стоит памятник китайских авторов, на нем китайский Ромео и китайская же Джульетта.
Сентиментальные они, эти китайцы.



А вот так Ромео и Джульетту увидел современный скульптор.



Красивая история, но на этом с Вероной прощаемся.
Следующий пункт поездки - Милан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий